The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ

       Начало войны Желая обеспечить свои экономические и политические интересы на Дальнем Востоке, Россия в период правления императора Николая II сосредоточила здесь значительную часть своего военного флота. Силы Владивостокского отряда состояли из: 4 крейсеров 1 ранга "РОССИЯ", "ГРОМОБОЙ", "РЮРИК", "БОГАТЫРЬ"; вспомогательного крейсера "ЛЕНА" и 11 номерных миноносцев. Силы Порт-Артурной эскадры состояли из: 7 эскадренных броненосцев "ПЕТРОПАВЛОВСК", "ЦЕСАРЕВИЧ", "РЕТВИЗАН", "ПЕРЕСВЕТ", "ПОБЕДА", "ПОЛТАВА", "СЕВАСТОПОЛЬ"; 4 крейсеров 1 ранга "БАЯН", "ПАЛЛАДА", "ДИАНА", "АСКОЛЬД"; 3 крейсеров 2 ранга "БОЯРИН", "НОВИК", "ЗАБИЯКА"; 2 минных крейсеров "ВСАДНИК " и "ГАЙДАМАК"; 4 канонерских лодок "ГРЕМЯЩИЙ", "ОТВАЖНЫЙ", "ГИЛЯК" и "БОБР"; 2 минных транспортов "ЕНИСЕЙ" и "АМУР"; 2 отрядов эскадренных миноносцев общей численностью 25 единиц.
       Русско-японская война на море началась в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. внезапной атакой японских миноносцев на русские корабли, стоявшие на открытом рейде Порт-Артура. Эскадренные броненосцы "Цесаревич", "Ретвизан" и крейсер "Паллада" получили тяжелые повреждения от взрывов японских торпед и выбросились на мель. Утром этого же дня к Порт-Артуру подошли главные силы японского флота под командованием вице-адмирала Того в составе 6 эскадренных броненосцев и 9 броненосных крейсеров. С дистанции около 46 каб. они открыли огонь по русской эскадре стоявшей на внешнем рейде. Русские корабли, снимаясь с якоря на ходу, открыли ответный огонь. Командующий эскадрой вице-адмирал Старк, построив корабли в кильватерную колонну, пошел на сближение с противником. В бою приняли участие также и поврежденные, стоявшие на мели "Ретвизан", "Цесаревич" и "Паллада". Контратака русской эскадры была поддержана огнем береговых батарей. Того, не желая рисковать своими кораблями под огнем русской эскадры и береговой артиллерии через 40 мин после начала боя начал отход. Русская эскадра, значительно ослабленная выходом из строя трех кораблей, не стала преследовать японцев и после боя вошла в гавань Порт-Артура.
Крейсер Варяг идет в бой у Чемульпо. 27 января 1904 г.26 января 1904 г. японская эскадра в составе 6 крейсеров, 8 миноносцев и 3 транспортов с десантом подошла к корейскому порту Чемульпо, где на рейде стояли русские корабли - крейсер "Варяг", канонерская лодка "Кореец" и пароход "Сунгари". Здесь же находилось и 4 иностранных военных корабля. На следующий день командующий японской эскадрой контр-адмирал Уриу предъявил командиру крейсера "Варяг" капитану 1 ранга Руднев ультимативное требование, чтобы русские корабли покинули рейд Чемульпо до полудня. В случае отказа он угрожал атаковать русские корабли на рейде. Руднев решил прорываться в Порт-Артур. "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря и пошли на прорыв. У острова Иодолми они были встречены японской эскадрой Уриу, который сигналом предложил им сдаться. Руднев не ответил и вскоре с дистанции 45 каб. японский броненосный крейсер "Асама" открыл огонь. За ним открыли огонь и другие японские корабли.
       "Варяг" и "Кореец" открыли ответный огонь. На крейсере "Асама" огнем "Варяга" была повреждена кормовая башня. Японцы имели значительное превосходство в силах, что и определило исход боя. Попаданиями японских снарядов на "Варяге" были выведены из строя пять 152-мм, пять 75-мм и четыре 47-мм орудий, был поврежден рулевой привод. Руднев решил на время выйти из района обстрела для исправления рулевого привода и тушения возникшего в результате попаданий снарядов пожара. Сразу же после поворота крейсер получил попадание снаряда у ватерлинии. Вода стала заливать одно из котельных отделений; корабль начал крениться на левый борт. Героическими усилиями кочегарных квартирмейстеров Жигарева и Журавлева удалось задраить дверь в котельное отделение, а на пробоину завести пластырь. Несмотря на это, "Варяг" продолжал крениться. Вскоре неприятельский снаряд пробил палубу и вызвал сильный пожар, потушенный с большим трудом. Из-за серьезных повреждений "Варяга" и большой убыли личного состава (особенно среди орудийной прислуги) командир крейсера решил вернуться на рейд. Бой крейсера "Варяг" вошел в историю русского флота как символ доблести и мужества российских моряков. В виду небоеспособности "Варяга" и больших потерь в личном составе вступить снова в бой не представлялось возможным. В 16 ч.05м., после своза команд на нейтральные корабли, по приказу Руднева была взорвана канонерская лодка "Кореец", затоплены крейсер "Варяг" и пароход "Сунгари".

       БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОРТ-АРТУРНОЙ ЭСКАДРЫ В феврале 1904 г. в Порт-Артур прибыл новый командующий вице-адмирал С.О.Макаров, который сразу начал готовить эскадру к активным действиям. Эскадра регулярно выходила в море для обучения и тренировки. Создавалась надежная оборона внешнего рейда Порт-Артура. На подходах к рейду было затоплено несколько пароходов. Были поставлены боны и минные заграждения (крепостные и морские), на берегу установлены новые батареи, наблюдательные посты и прожекторы. Для охраны внешнего рейда было организовано дежурство крейсеров, миноносцев и минных катеров, которые должны были при появлении противника уничтожать его. Для борьбы с минами Макаров организовал траление внешнего рейда. В качестве тральщиков использовались вспомогательные суда и паровые минные катера. Большое внимание Макаров уделял организации разведки. С этой целью миноносцы почти ежедневно выходили в море. Вскоре после прибытия Макарова в Порт-Артур русская эскадра перешла к активным боевым действиям.  Посланные в море для разведки миноносцы "Решительный" и "Стерегущий" в ночь на 10 марта 1904 года были встречены четырьмя японскими контрминоносцами - "Усугумо", "Синономе", "Акебоно" и "Сазанами". Силы были явно неравные. Миноносец "Решительный", обладая хорошим ходом, прорвался в Порт-Артур, повредив в бою два японских миноносца. "Стерегущий"  под командованием лейтенанта А.С.Сергеева, отстав, принял неравный бой. Этот бой также вошел в историю русского флота как символ доблести и мужества русских моряков.
       "Стерегущий" в бою на близкой дистанции нанес двум японским миноносцам серьезные повреждения, однако и сам был сильно поврежден, потерял ход, но продолжал вести огонь. Командир миноносца лейтенант Сергеев и большая часть команды были убиты, артиллерия выведена из строя. Японцы взяли миноносец на буксир, но увести его им не удалось. Увидев японскую шлюпку с десантом, матросы Василий Новиков и Иван Бухарев открыли кингстоны, и миноносец, унося с собой тела убитых, ушел под воду. И сейчас в Санкт-Петербурге стоит памятник из бронзы двум матросам, поворачивающим маховик кингстона, с короткой надписью: "Стерегущий".
       Прорвавшийся в Порт-Артур "Решительный" сообщил о бое "Стерегущего". Макаров немедленно перешел на крейсер "Новик" и вместе с крейсером "Баян" вышел на помощь, но русские крейсера подошли к месту боя, когда "Стерегущий" уже затонул, а миноносцы противника ушли.
       В конце марта Макаров получил сведения, что японцы готовятся сосредоточить транспорты у островов Эллиот, для высадки войск на полуостров Гуаньдун. 30 марта из Порт-Артура вышло 8 миноносцев с задачей уничтожить транспорты противника. При подходе к островам миноносцы выключили кильватерные огни. Ночь была темная и дождливая. Концевые миноносцы "Страшный" и "Смелый" отстали от остальных, а затем потеряли друг друга. "Смелый" с рассветом пришел в Порт-Артур. "Страшный" встретил в темноте 6 японских миноносцев и, приняв их за свои, вступил им в кильватер. На рассвете "Страшный", обнаружив ошибку, пытался уйти, но миноносцы противника окружили его. В неравном бою, "Страшный", потеряв убитыми всех офицеров и большинство команды, был потоплен.
Крушение броненосца Петропавловск у Порт-Артура 13 апреля 1904 г.На помощь "Страшному" вышел крейсер "Баян", который подобрал уцелевшую часть команды и вступил в бой с подошедшими японскими крейсерами. По приказу командующего эскадра стала выходить на внешний рейд. Сам Макаров, не ожидая выхода всех кораблей, повел эскадренные броненосцы "Петропавловск" (флаг командующего эскадрой), "Полтаву" и крейсера "Аскольд", "Диану", "Новик" и "Баян" к месту гибели "Страшного", где уже находились японские крейсера. Завязалась перестрелка на дальней дистанции, в результате которой японские крейсера отошли к своим главным силам. Русская эскадра пошла к Порт-Артуру. Утром 31 марта "Петропавловск" подорвался на минном заграждении выставленном японцами в ночь, предшествующую данным событиям. Броненосец стал быстро погружаться носом и через несколько минут скрылся под водой. Погибли вице-адмирал С.О.Макаров, знаменитый художник-баталист В.В.Верещагин и большая часть экипажа. На японских минах подорвался также эскадренный броненосец "Победа", который вскоре был отремонтирован.
       Гибель великого флотоводца страшной болью отозвалась в сердцах всех народов России и деморализующе подействовала на личный состав Порт-Артурной эскадры. Все понимали, что Макарова заменить не кем, поэтому сменивший его адмирал Алексеев, а затем контрадмирал Виттефт, уже не могли изменить ход боевых действий на море в пользу России, хотя возможности для этого не были исчерпаны.
       Японские блокадные силы обычно проходили одними и теми же курсами в 10 милях от Порт-Артура. В связи с этим командир минного транспорта (заградителя) "Амур" капитан 2 ранга Иванов предложил Виттефту поставить минное заграждение на путях движения блокадных сил. Витгефт, боясь нарушить нейтральное судоходство, разрешил постановку мин лишь в 8 милях от Потр-Артура.
       1 мая "Амур" в сопровождении 6 миноносцев вышел к месту постановки; стоявший на море туман скрывал русские корабли от противника. Иванов решил произвести постановку мин в 10 милях от Порт-Артура. Поставив 50 мин поперек вероятных путей движения японских кораблей, "Амур" и миноносцы вернулись в Порт-Артур.
       На выставленном "Амуром" минном заграждении 2 мая 1904 г. один за другим подорвались и затонули эскадренные броненосцы "Хапусе" и "Ясима". Виттефт не использовал сложившейся обстановки для перехода к активным действиям. Эскадра не была готова к немедленному выходу в море для развития успеха, достигнутого минной постановкой "Амура".
       В течение июня - начала июля японцы вплотную подошли к Порт-Артуру. Возникла угроза уничтожения кораблей в гавани огнем японской артиллерии с суши. В связи с этим было решено прорваться во Владивосток. Накануне выхода эскадры Виттефт и его штаб не разработали плана боя, эскадре была поставлена лишь общая задача - прорваться во Владивосток.
28 июля вся эскадра в строю кильватерной колонны с тральщиками впереди вышла в море. Вскоре были обнаружены главные силы японского флота 4 эскадренных броненосца и 2 броненосных крейсера, которые сближались с русской эскадрой, идя на пересечение курса. С дистанции около 80 каб. японские эскадренные броненосцы открыли огонь. Русские корабли начали ответный огонь, когда дистанция сократилась до 65-70 каб.
       В результате последующего взаимного маневрирования командующий японскими силами вице-адмирал Того совершил ошибку и на контр-курсах разошелся с русской эскадрой. Огонь был прекращен. Этим закончилась первая фаза сражения в Желтом море. Ни один из кораблей не получил значительных повреждений. Русская эскадра оказалась тактически в более выгодном положении: японский флот из-за неправильного маневрирования остался позади, путь на Владивосток был открыт. Однако превосходство японских кораблей в скорости хода позволило им догнать русскую эскадру. Когда дистанция сократилась до 40-45 каб., шедший концевым эскадренный броненосец "Полтава", не ожидая сигна-ла, открыл огонь.
Японцы сосредоточили огонь по флагманским кораблям "Цесаревич" (флаг Виттефта) и "Пересвет" (флаг контр-адмирала Ухтомского). Русская эскадра оказалась в менее выгодном положении, чем японская: Солнце слепило глаза комендорам. Флагманские корабли противников сразу же получили ряд повреждений. Осколками снаряда были убиты находившиеся на мостике "Цесаревича" Витгефт, флагманский штурман и ранен начальник штаба эскадры. Командир "Цесаревича" капитан 1 ранга Иванов, считая, что сигнал о передаче командования может нарушить управление, сам повел эскадру по прежнему курсу.
       Японские корабли, имея преимущество в скорости, вновь оказались на траверзе русской эскадры на дистанции 22 каб. и пытались выйти ей в голову. Были ранены командир и несколько офицеров "Цесаревича", рулевой привод и приборы управления повреждены. Броненосец с заклиненным рулем стал описывать циркуляцию влево. Поскольку сигнал "не могу управляться" не был поднят, "Ретвизан" и "Победа" пошли за "Цесаревичем", но увидев, что последний, описав почти полную циркуляцию, прорезывает строй эскадры, начали ворочать на прежний курс.
       Строй русской эскадры был нарушен. Командир "Ретвизана" капитан 1 ранга Щенснович, чтобы дать возможность эскадре восстановить боевой порядок, решил отвлечь на себя огонь противника и таранить один из его концевых кораблей. Дав полный ход, "Ретвизан" сблизился с японцами до 17 каб., отвлек на себя большую часть огня, чем облегчил положение русских кораблей, и затем повернул на соединение с ней.
       Командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн (флаг на крейсере "Аскольд") видя, что эскадрой никто не управляет, поднял сигнал "следовать за мной" и пошел на прорыв. За "Аскольдом" последовал крейсер "Новик". Большинство кораблей эскадры повернуло к Порт-Артуру; сюда пришли 5 эскадренных броненосцев, 1 крейсер и 3 миноносца. Эскадренный броненосец "Цесаревич", крейсера "Аскольд" и "Диана" и 4 миноносца прорвались в иностранные порты, где были интернированы. Крейсер "Новик" дошел до Сахалина, где после боя с японскими крейсерами был затоплен командой.
       В сражении в Желтом море 28 июля 1904 г. ни одна из сторон не потеряла ни одного корабля. Наиболее пострадали флагманские корабли. "Микаса" получил 22 попадания, "Цесаревич" - 9. Следовательно, стрельба русских кораблей была успешной, но по своему разрушительному действию русские снаряды уступали японским.
       Посланный на выручку Порт-Артурной эскадре Владивостокский отряд крейсеров "Россия", "Громобой" и "Рюрик" был перехвачен в Корейском проливе отрядом из 4 японских броненосных крейсеров 1 августа 1904 г.
       В последовавшем за этим тяжелом неравном бою длившемся пять часов русские крейсера вернулись во Владивосток, потеряв крейсер "Рюрик", который получив большие повреждения и не желая сдаваться в плен японцам был затоплен своей командой, повторив подвиг крейсера "Варяг".

      ПОХОД ВТОРОЙ ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ И ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ  Для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток была направлена 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П.Рожественского, которая вышла из Либавы в октябре 1904 г. У Гибралтара, эскадра разделилась: основная часть кораблей, в том числе броненосцы "Князь Суворов", "Император Александр III", "Бородино", "Орел" и "Ослябя", под командованием вице-адмирала З.П.Рожественского направилась вокруг Африки, а другая, в которую входили броненосцы "Наварин" и "Сисой Великий", имевшие меньшую осадку, во главе с контр-адмиралом Н.Д.Фелькерзамом пошла к месту рандеву через Суэцкий канал.
       Первоначально 2-й Тихоокеанской эскадре ставилась задача деблокировать Порт-Артурную эскадру и объединенными усилиями установить господство на море. Это отрезало бы японскую армию, находившуюся на материке, от островов метрополии. В конце декабря 1904 г. эскадра Рожественского прибыла к о. Мадагаскар, где соединилась с отрядом Фелькерзама.
       20 декабря 1904 г. после восьмимесячной осады Порт-Артур пал. Корабли были потоплены на внутреннем рейде крепости. Эскадры, на соединение с которой шел Рожественский, больше не существовало, поэтому дальнейшее движение на Восток в значительной мере теряло смысл. Возник вопрос - возвращаться обратно или прорываться во Владивосток. Прорыв во Владивосток и соединение с кораблями Сибирской флотилии, позволил бы создать постоянную угрозу коммуникациям противника. Но для прорыва не хватало сил. Тогда эскадру Рожественского решили усилить ко-раблями: броненосцем "Император Николай 1", броненосным крейсером "Адмирал Нахимов", а также тремя броненосцами береговой обороны, доведя общую численность броненосных кораблей до 12, как у японцев. С этой целью была сформирована 3-я Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Н.И.Небогатова, которая вышла из Либавы в феврале 1905 г. Обе эскадры благополучно соединились у побережья французского Индокитая, и в середине мая 1905 г. под общим командованием Рохественского подошли к Корейскому проливу. Беспримерный в истории паровых флотов переход эскадры, во время которого было пройдено 18 тыс. миль, был выполнен благодаря стойкости и мужеству личного состава, преодолевшего исключительные трудности, и хорошей организации.
       Главные силы японского флота, ожидавшие русскую эскадру, состояли из трех броненосцев типа "Микаса", одного броненосца типа "Фудзи", шести броненосных крейсеров типа "Асама", а также двух крейсеров новейшей постройки "Касуга" и "Ниссин". Основной задачей, которую ставило перед собой командование японского флота, было уничтожение русской эскадры при попытке ее прорыва во Владивосток.
       Русские эскадренные броненосцы следовали в параллельных кильватерных колоннах тремя отрядами. Первый отряд состоял из новейших броненосцев "Князь Суворов", "Император Александр III" "Бородино" и "Орел". Второй отряд включал в себя броненосцы "Ослябя", "Сисой Великий" и "Наварин", а также броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". В третьей колонне отряда Небогатова шли броненосец "Император Николай 1" и броненосцы береговой обороны "Генерал-адмирал Апраскин", "Адмирал Ушаков", "Адмирал Сенявин".
       Старые корабли, входившие в состав русской эскадры, имели низкую скорость. Из-за этого, флагман был вынужден снизить эскадренный ход до 9 уз. и таким образом отказаться от использования преимущества в скорости новейших броненосцев типа "Бородино". Полагая, что маневрирование кораблей, растянувшихся на большой дистанции при такой скорости не имеет смысла, он назначил генеральный курс 23 град. считая основной задачей прорыв во Владивосток, а не уничтожение японских кораблей, Рожественский не стал разрабатывать план боя, а решил вести его в зависимости от действий неприятеля, полностью отдав тем самым инициативу в руки японцев.

Некоторые сравнительные данные броненосных кораблей второй Тихоокеанской эскадры и японского флота/87/

РУССКИЕ КОРАБЛИ
1-й броненосный отряд (флаг Рождественского)


 
Типы русских и японских кораблей

 

Число кораблей
Скорость (уз.)
 Артиллерийское вооружение 
Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм
Броня тоньше 152 мм
Не брониров.
Эскадренный броненосец типа “Бородино” 
4
17,8
4-305-мм
12-152-мм
20-75-мм
17
31
52

2-ой броненосный отряд (флаг Фелькерзама)


 
Типы русских и японских кораблей

 

Число кораблей
Скорость (уз.)
 Артиллерийское вооружение 
Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм
Броня тоньше 152 мм
Не брониров.
Эскадренный броненосец типа “Бородино”
1
18
4-254-мм
11-152-мм
20-75-мм
15
29
56
 Эскадренный броненосец “сисой Великий” 
1
16
4-305-мм
6-152-мм
20
26
54
Эскадренный броненосец “Наварин” 
1
15,8
4-305-мм
8-152-мм
42
20
38
Броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”
1
17
8-203-мм,
10-152-мм 
16
9
75

3-й броненосный отряд (флаг Небогатова)


 
Типы русских и японских кораблей

 

Число кораблей
Скорость (уз.)
 Артиллерийское вооружение 
Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм
Броня тоньше 152 мм
Не брониров.
Эскадренный броненосец “Император Николай I”
1
15,5
2-305-мм
4-152-мм
8-152-мм 
8
23
69
Броненосец береговой обороны типа “Адмирал Сенявин” 
3
16
4-254-мм
4-120-мм 
13
16
71

ЯПОНСКИЕ КОРАБЛИ
1-й боевой отряд (флаг Того)


Типы русских и японских кораблей

 

Число кораблей
Скорость (уз.)
 Артиллерийское вооружение 
Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм
Броня тоньше 152 мм
Не брониров.
Эскадренный броненосец типа “Микаса” 
3
18
4-305-мм
14-152-мм
20-75-мм 
29
40
31
Эскадренный броненосец “Фудзин”
1
18
4-305-мм
10-152-мм 
40
18
42
Броненосный крейсер “Ниссин"
1
20
 1 20 4-305-мм
14-152-мм
10-75-мм 
31
34
35
Броненосный крейсер “Касуга”
1
20
1-254-мм
2-203-мм
14-152-мм
10-75-мм 
31
34
35

2-ой боевой отряд (флаг Камимура)


Типы русских и японских кораблей

 

Число кораблей
Скорость (уз.)
 Артиллерийское вооружение 
Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм
Броня тоньше 152 мм
Не брониров.
Броненосный крейсер типа “Асама” 
6
20
4-203-мм
12-14-152-мм
12-75-мм 
19
40
41

       По числу броненосных кораблей русская эскадра не уступала японскому флоту, но ее корабли были более разнотипны. У русских было больше орудий калибра 305 и 254 мм (в том числе устаревших), у японцев - 203 и 152 мм. Японские корабли превосходили русские в эскадренной скорости и в бронировании. Японская артиллерия имела фугасные снаряды с большим количеством (до 14%) взрывчатого вещества - шимозы (в два раза сильнее пироксилина). Русские снаряды имели малое количество пироксилина (2,5%). Таким образом по фугасному действию японские снаряды превосходили русские в 10-15 раз. По скорострельности японская артиллерия превосходила русскую в два раза. Личный состав японского флота уже имел опыт боевых действий, тогда как русская эскадра была укомплектована большим числом призванных из запаса и новобранцев. Впоследствие перегрузки русских кораблей углем, принятым даже на верхние палубы, остойчивость кораблей уменьшилась, главный броневой пояс значительно погрузился в воду, что снизило их живучесть.
       14 мая в 13ч 30 мин справа по курсу показались главные силы японского флота, которые стремились охватить голову кильватерной колонны. Однако адмирал Того не рассчитал маневра и прошел в 70 каб от головного русского броненосца "Князь Суворов".
       Командующий японским флотом не отказался от задуманного маневра и, начал последовательный поворот влево на 16 румбов. Поворот, продолжавшийся 15 мин, производился на расстоянии 38 каб от головного русского корабля и поставил японские корабли в крайне опасное положение, так как они не могли открыть огонь на циркуляции.
       Но русская эскадра в это время еще перестраивалась в одну кильватерную колонну и не смогла использовать благоприятную сигуацию, огонь был открыт с большим опозданием. Благодаря превосходству в скорости, японские корабли могли устанавливать дистанцию и позицию боя по своему усмотрению. По мере поворота и перестроения они открывали огонь по русской эскадре, сосредотачивая огонь по флагманам первого и второго отрядов - броненосцам "Князь Суворов" и "Ослябя". По каждому из этих кораб-лей одновременно вели огонь по меньшей мере четыре - шесть японских эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, маневрировавших раздельно.
       Русские корабли также пытались сосредоточить огонь по одному из японских кораблей, но из-за отсутствия опыта в управлении эскадренной стрельбой и большой дистанции боя не могли добиться ощутимых результатов. Превосходство японской артиллерии в скорострельности, дальнобойности, меткости и разрушительной способности фугасных снарядов сразу же сказалось. В 14ч 25 мин, получив тяжелые повреждения и потеряв управление, из строя вышел броненосец "Ослябя". Корабль, выкатившись вправо, продолжал описывать циркуляцию, имея крен 12 град. на левый борт и большой дифферент на нос. Артиллерия броненосца, полностью выведенная из строя, бездействовала. Через несколько мгновений броненосец опрокинулся и стремительно ушел под воду, увлекая за собой оставшихся в живых матросов и офицеров.
       В 14 ч. 30 мин получил тяжелые повреждения флагманский броненосец "Князь Суворов". Корабль лишился мачт, кормовой трубы, носовой и кормовой мостики, ростры были полностью разрушены, на спардеке полыхал пожар. Несмотря на это "Князь Суворов" продолжал отражать непрерывные атаки японских крейсеров и миноносцев. К 16 ч 20 мин на броненосце из артиллерии уцелело лишь 75-мм орудие в кормовом каземате, которое продолжало стрелять по врагу. Корабль представлял собой сплошной костер от носа до кормы. С броненосца сняли оставшихся в живых офицеров штаба и раненного в голову Рожественского, который уже не управлял боем. Корабль в 19 ч 29 мин был атакован миноносцами и потоплен четырьмя выпущенными в упор торпедами.
       После выхода из строя броненосца "Князь Суворов" место флагмана занял эскадренный броненосец "Император Александр III", который возглавлял колонну русских кораблей до 15ч 40 мин. Получив тяжелые повреждения пылающий корабль с большим креном на левый борт вышел из строя и занял место в хвосте колонны. Сильно накренившись, броненосец дал последний залп из средней башни 152-мм орудий, стремительно лег на борт и опрокинувшись ушел ко дну.
Эпизод Цусимского боя - миноносец Буйный и броненосец БородиноЗатем под обстрел попал броненосец "Бородино", оказавшийся в голове колонны после гибели броненосца "Император Александр III". Корабль имел крен 5 град. на правый борт. У ватерлинии броненосца непрерывно рвались японские снаряды, поднимая огромные столбы воды. После того как несколько японских снарядов разорвалось у борта напротив кормовой башни 152-мм орудий, из-под воды у ватерлинии показалось пламя. По-видимому, произошел взрыв в артиллерийском погребе. Корабль стремительно накренился на правый борт и через минуту опрокинулся. Некоторое время он держался на воде вверх килем, затем последовал мощный внутренний взрыв, и корпус ушел под воду. Боевой порядок русской эскадры нарушился. Боем никто не управлял. Уцелевшие корабли, отбиваясь от противника и стремясь прорваться во Владивосток, продолжали следовать генеральным курсом 23 град.
       Японские корабли, обладая значительным преимуществом в скорости, охватывали голову эскадры и последовательно сосредоточивали огонь своих броненосцев на ведущем корабле.
       После гибели "Бородино" головным кораблем временно оказался броненосец "Орел", пока его не обогнал броненосец "Император Николай 1", на котором находился младший флагман контрадмирал Небогатов. "Орел" в течение всего дня выдерживал ар-тиллерийский огонь противника. Он сохранил ход, управление рулями и часть артиллерии: одно 305-мм орудие в носовой башне и две башни 152-мм орудий левого борта.
       Русские матросы и офицеры оставшихся в строю кораблей продолжали мужественно и стойко отбивать атаки противника. Артиллеристы, несмотря на все сложности боя, нанесли японским броненосцам тяжелые повреждения. Флагманский броненосец "Миказа" получил более 30 попаданий, "Фудзи" - 11, по 7- 16 попаданий получили броненосные крейсера второго отряда. Но из-за малого содержания взрывчатого вещества в снарядах и его низкого качества этого оказалось недостаточно, чтобы потопить японские корабли. И ничто уже не могло изменить ход сражения.
       С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и отошел с главными силами к острову Дажелет. Остатки русской эскадры были атакованы японскими миноносцами, и к утру 15 мая эскадра как организованная сила перестала существовать. Поэтому бой 15 мая уже не мог оказать влияния на исход сражения. В этот день от артиллерийского огня погибли еще один броненосец "Адмирал Ушаков" и броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". Броненосцы "Наварин" и "Сисой Великий" были потоплены торпедами. В Цусимском сражении русская эскадра потеряла 12 броненосных кораблей, четыре из которых были взяты в плен японцами.

      ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ РУСССКИХ КОРАБЛЕЙ Среди причин гибели русских кораблей на первом месте стояло несовершенство главного оружия броненосцев - крупнокалиберной артиллерии - и способов ее боевого применения.
Наиболее тяжелые последствия имело решение МТК о принятии на вооружение в 1892 г. новых облегченных снарядов, что должно было способствовать повышению (до 20%) их начальной скорости полета и, следовательно, значительному увеличению про-бивающей способности и настильности траектории. Последнее знаительно улучшало меткость стрельбы, которая считалась в русском флоте наиболее важным качеством. Эти выводы были справедливы для боевых дистанций до 20 каб, которые в русских правилах артиллерийской службы считались предельными. Однако основной тенденцией в тактике броненосных флотов того времени было быстрое увеличение боевых дистанций (в Цусимском сражении 55-70 каб.). Это, а также использование зарядов с бездымным порохом, повысивших дальнобойность почти втрое независимо от массы снаряда, свело к нулю достоинства легких снарядов. На больших дистанциях они имели малую пробивающую способность и большое рассеивание, резко снижавшее меткость. Помимо этого, русские снаряды обладали малым фугасным действием за счет недостаточного содержания взрывчатого вещества и его низкого качества по сравнению с японской шимозой (мелинитом).  Были нередки случаи, когда снаряды не разрывались при попадании в небронированный корпус, не говоря уже об ударах о воду. Запас фугасных снарядов на русских кораблях был неоправданно мал, так как все расчеты строились на бронебойные снаряды.

Содержание взрывчатого вещества в 305-мм снарядах морской артиллерии
накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. /143/


Содержание взрывчатого вещества, в % от массы снаряда
Фугасный
Бронебойный
Россия
3,5
1,5
Великобритания
9,0
2,0
Франция
6,0
1,5
США
6,5
2,5
Япония
9,5
5,0

       Серьезные недостатки были присущи и материальной части корабельной артиллерии даже новейших броненосцев. Несмотря на удовлетворительную конструкцию башенных установок главноо калибра, артиллерия обладала сравнительно малой скорострельостью из-за большого времени открывания и закрывания замков орудий и малой скорости подачи боеприпасов. Углы возвышения орудий были недостаточны для увеличившихся боевых дистанций. Не было на кораблях и современных прицельных приспособлений. Новые оптические дальномеры с увеличенной базой на броненосцах только что установили, и дальномерщики еще не успели полностью их освоить.
       На низком уровне оказалась боевая подготовка артиллеристов вступивших в строи кораблей, которые не провели положенного количества учебных артиллерийских стрельб. Не успели они и отработать организацию централизованного управления артиллерийской стрельбой нескольких броненосцев и эскадры в целом. Артиллеристы оказались не подготовленными к ведению артиллерийского огня на больших дистанциях. Правила артиллерийской службы не содержали указаний по использованию артиллерии на дистанциях боя свыше 20 каб. Все это резко снижало эффективность артиллерийского огня.
       В ходе сражения выявились недостатки в защите и конструкции корпуса, которые прежде всего сказались на живучести боевых рубок. Их выход из строя парализовал управление не только отдельных броненосцев, но и эскадры в целом. Боевая рубка флаг-манского броненосца "Князь Суворов" фактически перестала существовать ках орган управления кораблем после первого попадания. Приборы управления кораблем и артиллерией вышли из строя. Наиболее неудачным элементом в конструкции боевых рубок новых броненосцев являлась крыша. Она имела грибовидную форму и была приподнята над броневым цилиндром, а ее края, свисая в виде козырька над вертикальной броней рубки, образовывали зазор в 305 мм, через который осколки снарядов беспрепятственно проникали внутрь, поражая людей и выводя из строя органы управления кораблем. Бронирование основания боевой рубки заканчивалось на уровне верхней палубы, поэтому снаряды, разрывавшиеся у основания носового мостика, причиняли тяжелые разрушения. Ходы сообщения из боевой рубки в нижние помещения, в том числе в центральный пост, не бронировались.
       Броня башен 305-мм орудий успешно выдерживала попадания японских снарядов того же калибра, но часто выходили из строя электроприводы башенных механизмов вследствие нарушения контактов электрических соединений и обрывов кабелей, трассы которых не бронировались. Менее надежными оказались башни 152-мм орудий. Броневые плиты отставали от рубашек. Это указывало на неправильную систему броневых креплений, 50-мм броня палубы и 76,2-мм броня казематов выдерживали разрывы 305-мм фугасых снарядов, впрочем, как и верхний броневой пояс толщиной 152 мм и броня башенных установок. Однако от сотрясения при взрыве нарушались крепления броневых плит. Они отсавали от рубашки, поворачивались вокруг своего центра тяжести и, вдавливаясь в борт, срывались с мест. Именно срыв броневых плит в носовой части верхнего пояса при повторных попаданиях снарядов в одно и то же место способствовал гибели броненосца "Ослябя". Нарушения креплений и срывы броневых плит верхнего бро-невого пояса, башен 152-мм орудий и боевой рубки наблюдались и на броненосце "Орел".
       На большинстве кораблей типа "Бородино" клетчатая конструкция корпуса, расположенная ниже ватерлинии, сохранилась неповрежденной. Поэтому даже с совершенно разбитым небронированным бортом корабли могли оставаться на плаву, если бы они были в состоянии поддерживать крен близкий к нулю. Однако на большинстве броненосцев отсутствовали специальный пост и оборудование, с помощью которых было централизованно осуществлять борьбу за живучесть и быстро выравнивать опасный крен, заполняя водой отсеки противоположного борта. Серьезным недостатком в конструкции корпуса броненосцев типа "Бородино" было низкое расположение казематов противоминной артиллерии, заимствованное из французского проекта броненосца "Цесаревич".
       Большую опасность для русских броненосцев представляли пожары, так как при постройке применялось значительное количество горючих материалов: деревянные подкладки под броневые плиты, настил палубы, мебель, отделка рубок, кают-компаний, жилых помещений офицерского состава, салонов флагмана и командира, а также теплоизоляция бортов и переборок. Это способствовало быстрому распространению пожаров по всему кораблю.
       Рассмотренные недостатки броненосцев типа "Бородино" в той или иной степени были присущи всем броненосцам того времени, но усугублялись их перегрузкой. Именно перегрузка, повлиявшая на их важнейшие тактико-технические характеристики, явилась той роковой причиной, которая в конечном итоге привела к гибели новейшие русские броненосцы.
Строительная перегрузка была хронической болезнью русских кораблей. Она возникла вследствие непрерывных изменений, вносимых в процессе проектирования и строительства кораблей, а также неточного учета отдельных статей нагрузки масс. В результате проектный запас водоизмещения быстро исчерпывался, и корабли оказывались перегруженными еще на стапеле. Строительная перегрузка дополнялась эксплуатационной из-за отсутствия промежуточных баз, где можно было по-полнить запасы, в том числе и топлива. Перегрузка влекла за собой уменьшение начальной ме-тацентрической высоты и увеличение осадки, что, в свою очередь, приводило к ухудшению остойчивости и погруже-нию главного броневого пояса в воду. По воспоминаниям В.П.Костенко, тогда молодого корабельного инженера, осадка последнего корабля 2-й Тихоокеанской эскадры - эскадренного броненосца "Орел" - достигала 8,85 м (вместо проектной, равной 7,93 м), а главный броневой пояс ушел под воду, хотя по проекту должен был возвышаться на 1,5 фут. выше ватерлинии.
       В начале октября 1904 г., находившимся в походе корабельным инженер-механиком В.А.Шарыгину (на "Бородино") и В.П.Костенко (на "Орле") удалось практически определить начальную метащентрическую высоту броненосцев. Результаты были самыми неутешительными: она уменьшилась по сравнению с проектной на 0,38-0,46 м, перегрузка судов достигала 12-15%. Такая остойчивость позволяла выходить в океанское плавание, лишь приняв соответствующие меры предосторожности. Но в бою запас остойчивости броненосцев был недостаточен, и любой, даже сравнительно небольшой крен, при наличии пробоин в небронированной части борта мог привести к опрокидыванию судна.
       Перегрузка отрицательно повлияла не только на основные кораблестроительные характеристики новых броненосцев, но и на их важнейший тактический элемент - скорость, которая к тому времени снизилась из-за интенсивного обрастания подводной части корпуса за время многомесячного похода в тропиках.
       Этот недостаток - перегрузка русских броненосцев - не был секретом для командования флотом, но как считал вице-адмирал Рожественский, "в условиях предстоящего похода не придется идти на рискованные мероприятия, далеко выходящие за пределы проектных решений". В действительности это было далеко не так. При последней приемке топлива непосредственно перед Цусимским сражением на корабли погрузили сверх полного запаса еще по 850 т угля, чтобы покрыть оставшееся расстояние до Владивостока без заправки. Углем пришлось заполнять запасные ямы на нижней броневой палубе, казематы 76-мм артиллерии, кочегарки, прачечные, помещения минных аппаратов, все коридоры и проходы. В результате корабли вступили в бой, имея главный броневой пояс, погруженный в воду на значительную величину. Поэтому японцы стреляли не бронебойными снарядами, а фугасными. Одни взрывались сразу же, достигнув цели, другие - пробив небронированный борт. Снаряды первого вида использовались для пристрелки, снаряды второго вида - для стрельбы на поражение. Последние вызывали обычно сильные пожары и разрушения внутри корабля.
       Все это явилось причиной гибели новейших русских броненосцев, которые по своим тактико-техническим характеристикам вполне могли соперничать с японскими кораблями типа "Миказа".

       Более подробная информация в книге: И.Н.Хмельнов, Г.П.Турмов, Г.Ю.Илларионов. Надводные корабли России: история и современность. Владивосток, 1996 г.

       Использованы иллюстрации из "Энциклопедия для детей. История России. XX век.", Москва: "Аванта+", 1995 г.

ХМЕЛЬНОВ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ, адмирал, начальник Главного штаба ВМФ России

ТУРМОВ ГЕННАДИЙ ПЕТРОВИЧ, капитан 1 ранга запаса, ректор   Дальневосточного государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

ИЛЛАРИОНОВ ГЕННАДИЙ ЮРЬЕВИЧ, капитан 1 ранга, начальник кафедры устройства и живучести корабля ТОВВМУ, доктор технических наук, профессор