The Banners System on F.E.G.I.
Приморье

ХРОНИКА ВЛАДИВОСТОКА

 
 

«…Надобно надеяться, что здоровые силы жизни возьмут верх, и через ошибки, потери и жертвы – наш родной город выйдет на широкую дорогу, встанет в ряд культурных городов и достигнет могучего расцвета, что от него вправе ждать Россия за все жертвы, какие она принесла для Дальнего Востока».
 
     Н. Матвеев
Краткая история
побережья
Владивостока.
     По древним китайским источникам, берега нашего побережья в старину были густо населены.
 Многочисленные памятники, найденные здесь, служат подтверждением упомянутых китайских источников.
      Залив Петра Великого, почти в центре которого находится наш Владивосток, стал известен Европе только в 1852 году, через французского китолова, случайно прозимовавшего в бухте Посьет.
 Этот же китолов в 1851 году, по-видимому, посетил и бухту Золотой Рог и дал о ней первые сведения в Европе.
      В 1856 г. одно из судов англо-французской эскадры, искавшей нашу эскадру, а именно «Винчестер», посетило бухту Золотой Рог. Первое известие о Владивостоке появилось в одной петербургской газете в 1859 г. В том же году сюда заходил наш военный транспорт «Маньчжур».
      При подписании 16 мая 1858 г. Айгуньского договора уже предрешался вопрос о последующем занятии нами Южно-Уссурийского края и, стало быть,  Владивостока.
      Посетившими Владивосток англичанами бухта Золотой Рог названа портом Мэй. Название это она очень долго и сохраняла.

Занятие Владивостока.
      Первоначально Владивосток, или вернее тот пункт, где впоследствии развился настоящий Владивосток, был занят русскою воинскою силою, состоявшею из сорока нижних чинов 4-го линейного батальона под начальством прапорщика Комарова, 20 июня 1860 г. Команда эта была доставлена сюда на военном транспорте «Маньчжур», входившем, по-видимому, в состав эскадры особой экспедиции, под начальством адмирала П.В. Козакевича, которой было предписано  занять и укрепить два пункта для небольших команд в гаванях Новгородской (Посьет) и Владивостоке, в заливе Петра Великого, крейсировать около него и описать все берега его от границ Кореи с юга до бухты Ольги к северу со всевозможной точностью и подробностью».
      Наше побережье, как и весь Уссурийский край, официально перешли к нам по Пекинскому трактату 2 ноября 1860 года. Таким образом, фактическое обладание им уже началось раньше.

Начало построек.
      В … 1861 году возникла мысль построить во Владивостоке церковь. 8 июня произведена была закладка ее, молебствие совершено было Иеромонахами Филаретом и Виталием, состоящими на винтовых корветах «Гридень» и  «Калевале», в присутствии г. начальника эскадры в Китайском море, капитана 1-го ранга Лихачева и г.г. офицеров с корветов «Гридень» и «Калевала».
      В 1861 году в посту уже имелся лазарет, где лечились также матросы с плававших в этих водах судов.
      Здесь же некоторое время лечился известный наш писатель Станюкович – тогда юноша-моряк.

Статистика поста.
      В 1868 г. порт посетил известный  путешественник Пржевальский. Здесь было в это время: частных домов - 35, казенных – 32, фанз китайских – 20, всего 77 строений. Жителей было – служащих, нижних чинов и частных лиц – 516, в том числе 36 китайцев.

Соединение телеграфными кабелями с Японией и Китаем.
       11 октября 1869 года. Высочайше утверждена концессия на соединение телеграфных, из Японии и Китая, кабелей с русскими телеграфами.

Краткое резюме первого десятилетия города.
      Пост основывается военной командой, которая, кроме необходимых для нее помещений и служб, устраивает также первую в крае церковь.
      Сообщения с внешним миром поддерживается военными судами. В зимнее время, в первые годы, пост совершенно отрезан от остального мира, пока, с большим трудом, не устанавливается вьючное сообщение с Хабаровкой.
      В 1861 году отводится первый дворовый участок земли частному лицу. Делается опыт завести торговые сношения с соседней Маньчжурией. Завязывается мелочная торговля с местными живущими в крае китайцами. Не обходится без столкновений, на которые китайцы жалуются властям.
      В 1863 году в местной церкви крестится первый младенец. Пост живет среди тайги, властителем которой является тигр. Ежедневные утренние разговоры закинутых сюда людей вертятся около того, где именно ночью ходил тигр. А где он ходил в то время, можно видеть из того, что один тигр был убит выстрелом из двери бани, стоявшей на том месте, где в настоящее время находится музей Общества изучения Амурского края, а другой также был убит на льду бухты против церкви.
      Появляются первые переселенцы, иностранные торговцы, строятся небольшие частные суда, развиваются мастерские военного порта, строятся военные боты. В конце 1864 года пост переживает тревогу – боязнь китайского нашествия.
      Особенно памятным для поста является 1868 год, когда была так называемая «манзовская война», стоившая нам нескольких человеческих жертв и заставившая маленькое население поста перенести большие тревоги.
      В конце 60-х годов пост связывается с остальным миром – телеграфом, почтовое сообщение его более упорядочивается, является предположение о новом его административном устройстве, о переносе сюда порта из г. Николаевска. Количество частных судов, его посещающих, значительно возрастает, торговля увеличивается также вывозом морской капусты, начатым еще в 1865 году первым жителем города купцом Семеновым.
      В 1869 году местные частные жители избирают себе городского старосту, того же купца Семенова.
 В новое десятилетие Владивосток переходит незначительным военным постом, где наиболее видными жителями являются иностранцы, и только слухи о перенесении сюда военного порта из Николаевска дают надежды на улучшение его положения.

Соединение Владивостока подводным кабелем с Нагасаки и Шанхаем.
      В 1871 году Владивосток соединен подводным международным кабелем Датской компании с Нагасаки и Шанхаем.
      Русское правительство предоставило для концессии Датской компании громадный участок земли между Алеутской и Посьетской улицами, на котором и доныне, кроме небольшого здания телеграфа и площади для игры в лаун-теннис, ничего не имеется.

Решение о переносе порта из Николаевска.
      Высочайшим повелением 16 февраля 1871 г., заключения совещания об изъятии морской части из ведения генерал-губернатора Восточной Сибири, о присвоении командиру сибирской флотилии звания главного командира и о перенесении морских учреждений во Владивосток, разрешено морскому министерству приводить в исполнение безотлагательно, по мере имеющихся у него средств, не обременяя государственное казначейство особыми сверхсметными ассигнованиями.

Навигация 1871 года.
      …Сведения о Владивостоке в одной из столичных газет: «В навигацию 1871 года в приходе было всего 24 судна, из них одно паровое, остальные парусные. По национальностям эти суда распределяются следующим образом: германских 8, английских 8, голландских 3, американских 2, русских 2, шведских 1; всего 24.»

Астрономические наблюдения.
      В 1874 году 14 сентября прибыл во Владивосток лейтенант Онацевич, командированный сюда для наблюдения за прохождением Венеры через диск Солнца из Петербурга, откуда он выехал 27 июля.
     Два месяца и 12 дней поездки из Петербурга во Владивосток нужно признать для того времени очень коротким сроком, так как многие совершали этот путь чуть ли не в 6 месяцев.
    Для этой же цели во Владивосток в этом году прибыла американская экспедиция на корвете «Kearsarge».

Образование Владивостокской городской Думы.
    28 ноября 1875 года и.о. военного губернатора Приморской области генерал-майор Симонов разрешил открыть думу для исполнения обязанностей по новому городовому положению 30 ноября 1875 года. С этого знаменательного дня Городовое положение положение 1870 г. – один из памятников этих реформ – вступило в законное действие.
     Первый городской голова был отставной подпоручик М.К. Федоров. Кандидат к нему – провизор А.К. Вальден.
      На первом заседании думы 7 декабря 1875 года присутствовал 21 человек.

Герб города.
     По заявлению городского головы об утверждении герба печати Владивостокской думы с изображением тигра, держащегося за рым якоря на серебряном фоне, решено единогласно представить Военному губернатору, которого просить ходатайствовать у министра внутренних дел утвердить изображение этого герба.

К безопасности мореплавания.
    В 1866 году было приступлено к постройке маяка на острове Скрыплеве, но постройка эта была заброшена до 1876 г., и только в следующем году маяк был открыт.
    В том же 1876 г. были поставлены на шкерах мысов Эгершельда и Токаревского предостерегательные знаки.
    В 1876 г. переведены из Николаевска во Владивосток лоцманы и с 1 января 1877 г. при Сибирском экипаже была учреждена школа.

9 июня 1876 г.
    Учреждено во Владивостоке японское коммерческое агентство, превращенное в 1907 г. в консульство, а в 1909 году в генеральное консульство. 12 июня 1876 г. (9-го года Мэйдзи) первым японским консулом был назначен г. Суваки.

Статистика 1878 г.
     В городе уже насчитывается, вместе с 70 строящимися, 505 домов. Жителей европейцев 4.163 человек и 789 женщин; инородцев – 3441, а всего 8393 человека. Имеется 4 учебных заведения, 2 лечебных, 1 благотворительное. Городские доходы достигают цифры почти 42.000 рублей. Количество приходящих коммерческих судов равно 60. Вывоз на 120.000 рублей. Происходила переноска части военного порта с места, где теперь находится вокзал, на место нынешнего порта.

70-е годы.
      Город составлял небольшую площадь, а именно: улицы Светланскую с параллельными и перпендикулярными к ней Успенской, Семеновской, Миссионерской, Суйфунской, Китайской, Алеутской, Пекинской, Семеновской, Фонтанной, Пологой, Нагорной, Госпитальной и так называемыми покосами: Федоровским и Куперовской падью.

1880 г.
      Владивосток был выделен из состава Приморской области, возведен на степень города с присоединением к нему полуострова Муравьева-Амурского и острова Русского, и учреждена особая должность владивостокского военного губернатора, соединенная со званием главного командира портов Восточного океана.

1883 г.
      Весной 1883 г. была произведена «всенародная» перепись г. Владивостока.Инициатором явился губернатор.По переписи населения всех сословий, национальностей, обоего пола насичтывалось в 10.002 человека. К 1 января их считалось до 9.000 человек.
    С 1883 г. начинается переселение крестьян из европейской России морем и преимущественно на пароходах Добровольного флота.
    В этом же году 17 апреля вышел в свет первый номер газеты «Владивосток».

1884 г.
     18 апреля (1 мая по новому стилю) - начало Общества изучения Амурского края и собрание его коллекций. Помещались они сначала в здании прогимназии. Одним из главных основателей является Ф.Ф. Буссе.

1885 г.
      Комитет Общества изучения Амурского края сообщил управе, что участок земли под постройку музея избран им от Светланской улицы по направлению к пристани главного командира.

1888 г.
     Важные перемены.В начале 1888 г. явилось предложение о переносе из Хабаровска Областного управления и о переводе резиденции губернатора. Действительно, вскоре отдельное Владивостокское военное губернаторство было упразднено и Владивосток вновь включен в состав Приморской области, с переводом сюда и областного центра.

1889 г.
      30 августа на Владивостокских батареях при громе пушек, как описывала газета «Владивосток», торжественно взвился впервые крепостной флаг.
      На торжество прибыл генерал-губернатор барон Корф, который на параде и на завтраке произнес перед собравшимися представителями города и ведомств соответствующие речи. Военному министру была послана такая телеграмма. «Сегодня после молебствия поднять, с подобающей торжественностью, при параде гарнизона и салюте орудий, флаг крепости Владивосток. Войска которым вручена охрана флага твердо знают, где раз поднят русский флаг, там он никогда не должен быть опущен и с помощью Божию не посрамить России на Далекой окраине».

      Ввиду того что в 1889 г. была большая засуха, вопрос о водоснабжении принял большую остроту, так как колодцы почти все пересохли, кроме нескольких общественных. Думою постановлено: «Распоряжение о постройке колодцев утвердить, возбудить перед Правительством ходатайство об производстве научных исследований и изысканий относительно рационального обеспечения пресною водою всего населения Владивостока»

1890 г.
      11 марта впервые состоялось заседание Общества изучения Амурского края в собственном здании. Музей освящен 30 сентября 1890 г. и открыт для публики.

1891 г.
      18 апреля прибыла во Владивосток первая партия инженеров и высших служащих по постройке Уссурийской железной дороги из 12 человек с инженером Урсати.
      19 мая Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич Великий Князь Николай Александрович в день прибытия своего в город Владивосток соизволил объявить Приамурскому генерал-губернатору Высочайший манифест (от 17 апреля 1891 года). Мавифестом этим давались различные милости осужденным в каторгу или в ссылку. Кроме того, высоким гостем было сделано несколько денежных пожертвований местным благотворительным и просветительным учреждениям.
     В этом же году порт посетили 104 судна. Больше всего грузов перевозили суда германские и затем норвежские.

1893 г.
      17 августа открыто рабочее движение по Уссурийской железной дороге от станции Владивосток до станции Никольск.
    По сведениям Переселенческого управления с 1883 по 1894 г. на пароходах Добровольного флота перевезено сюда 3325 семейств, или 22243 души, расселившихся в 76 поселениях.

1897 г.
     3 сентября на ст. Владивосток было отпраздновано окончание укладки рельсового пути между Владивостоком и Хабаровском.
    Осенью была закончена постройкою новая каменная богадельня Благотворительного Общества.
 7 октября состоялось первое организационное собрание Вольно-Пожарного Общества.
      В зиму 1897 – 98 гг. в городе было сильное безводие, отчасти благодаря отсутствию снега. 22 февраля состоялось совещание сведующих людей по вопросу о водоснабжении города. Затем назначалась по этому же вопросу комиссия под начальством коменданта крепости.

1899 г.
     7 апреля Городская Дума постановила по акту комиссии, избранной Городскою Думою для обсуждения вопроса о праздновании столетнего юбилея дня рождения великого нашего поэта А.С. Пушкина – устроить Народный дом. Для этого городом был отведен участок в 7500 кв. саженей.
    Министром народного просвещения испрошено в законадательном порядке разрешение на учреждение с 1 июля во Владивостоке Восточного института. 21 октября состоялось торжественное открытие Восточного института. Лекции начались с 1 ноября.

1904 г.
      Этот год был одним из самых тяжелых годов за все существование города. Он весь был наполнен  войною и ее последствиями. Тотчас же по получении известия о нападении японцев на Порт-Артур и о гибели «Варяга» с «Корейцем» было объявлено военное положение.
      22 февраля произошло событие, которое бцдет долго памятно Владивостоку – его бомбардировали японские суда. Обстрелена ими была восточная часть города, так как бомбардировка производилась из Уссурийского залива. Японцами было выпущено в город около 130 снарядов. Стоявшие на рейде в канале во льду суда наши: «Россия», «Громобой», «Богатырь» и «Рюрик», вышли для преследования японской эскадры лишь по уходе ее и столкновения с нею не имели. Эскадра в течение года несколько раз выходила в море, делая набеги на берега Японии.
      1 августа у нашей эскадры произошел исторический бой с японцами около Фузана.
      В этом бою одно из наших судов, крейсер «Рюрик» погибло, два другие, «Россия» и «Громобой», сильно поврежденные, вернулись в город со многими ранеными и с большою потерею убитыми.

1905 г.
      Владивостоку пришлось первому быть свидетелем Цусимского сражения. 16 и 17 мая сюда пришли остатки великого нашего флота: крейсер  «Алмаз» и два миноносца, привезшие, кроме печальной вести о гибели флота, еще трупы убитых и раненых в знаменитом бою.
      Весь город выходил на набережную встречать «Алмаз», предполагая встретить победителя…   Страшная правда привела в уныние всех.
      Но вместе с печалью о проигранной войне и бесчисленных жертвах ее, в обществе поддерживалось бодрое настроение.

Манифест 17 октября 1905 года.
      Ждали изменения внутренней политики. Ожидания эти закончились актом 17 октября – Высочайшим Манифестом.
      В то же время благодаря заключению мира, город ожил в сильнейшей степени. Появилась масса пароходов с громадным количеством товаров, которым были запружены все набережные.

1906 год.
      Расстрел толпы из пулеметов и покушение на коменданта крепости Селиванова.
     Идет целый ряд процессов: за политические преступления, за военную организацию, за железнодорожную – по делу совета Уссурийской железной дороги, по погрому, за военные бунты.
     Члены совета железной дороги и некоторые другие арестуются на Русском острове.

1907 год.
      Последняя вспышка местной революции, в которой участвовало несколько миноносцев, 17 октября дополнило количество процессов.

1908 год.
      Значительное количество пожаров – 105 случаев.
      В военно-сухопутном ведомстве продолжалась постройка новых казарм, развитие и улучшение укреплений.
      Открылось Коммерческое училище.
      Закончено громадное здание женской гимназии.
      В ноябре-месяце открыта библиотека-читальня в Рабочей слободке.
      Музей Общества изучения Амурского края обогатился значительными коллекциями, из которых в особенности коллекции фауны, собранные у озера Ханка и гидрографической экспедицией.
      Проживающие в городе лютеране закончили постройкой каменную лютеранскую церковь.
      Местное Общество Приказчиков также закончило свое здание Собрания с театром. Театр этот получил название Пушкинского.
       Устроен телефон.

1909 год.
      Число жителей города достигло 90 000 человек. За год в Приморский край прибыло 23 771 человек.

1914 год.
      Построен католический костел. Завершено строительство больницы (ныне краевая клиническая больница).
      Германия объявила войну России. Суда Сибирской флотилии уходят в районы боевых действий.
      Создана морская астрономическая обсерватория.
      В порт пришло 542 судна, из них 312 иностранных.

1916 год.
 Забастовка 400 рабочих судоремонтных мастерских военного порта.
 Антивоенная демонстрация под лозунгами «Долой войну!», «Долой царизм!».

1917 год.
      В ночь со 2 на 3 марта (по старому стилю) во Владивостоке стало известно о свержении самодержавия  в России.
      26 октября получено сообщение о победе в Петрограде вооруженного восстания пролетариата и революционных войск, о свержении Временного правительства.
     29 ноября Владивостокский Совет, по предложению большевиков полностью взял власть в свои руки, распустил контрреволюционные организации, принял резолюцию большевиков о признании и неуклонном исполнении всех постановлений ВЦИК СНК РСФСР.

В дни февральской революции во Владивостоке
1918 год.
     4-5 апреля во Владивостоке совершено провокационное убийство двух японских купцов. Под предлогом защиты иностранцев от «беспорядка» в городе высадился японский и английский десант.
     25 апреля во Владивосток прибыли первые эшелоны чехословацких войск. К концу июня их скопилось до 15 тысяч человек.
     Чехословаки и белогвардейцы с помощью меньшевиков и правых эсеров совершили во Владивостоке переворот. Власть Советов была свргнута, члены исполкома и его председатель К.А. Суханов арестованы. Позднее он и начальник городоской милиции Д.Мельников были убиты.
Образовалось контрреволюционное правительство автономной Сибири во главе с правым эсером Дербером.

1920 год.
     31 января во Владивостоке свергнуто правительство колчаковского ставленника Розанова. В город вошли части революционных войск и партизаны во главе с С.Г. Лазо.
     4 апреля японцы совершили нападение на революционные силы. Во время этой операции во Владивостоке, Хабаровск и других населенных пунктах было убито до 5000 человек. Были арестованы и убиты С. Лазо, В. Сибирцев, А. Луцкий.

1922 год.
     25 октября Войска Народно-революционной армии вошли во Владивосток.
<>     14 ноября Народное собрание Дальневосточной республики приняло решение о воссоединении Дальнего Востока с РСФСР и сложило с себя полномочия руководящего органа.
     16 ноября ВЦИК республики объявил территорию ДВР составной частью РСФСР.
 
 

По материалам книги первого летописца Владивостока Николая Петровича МАТВЕЕВА «Краткий исторический очерк г. Владивостока», изданной впервые в 1910 г.

По материалам книги: «Владивосток. Штрихи к портрету». – Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1985, 304 с.

Яндекс.Метрика