The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

СЕЗОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
 
Улы
 
 
Иллюстрация
 
 
Н. И. Кимонко
 
 
Головной убор
 
 
Мужской халат
 
Рукавицы
 
Ноговицы
 
 
 
 
Обувь
    Главными сезонными занятиями орочей, удэгейцев, нанайцев и тазов были зимняя охота и летне-осенняя заготовка рыбы. Зимняя охота начиналась в ноябре и продолжалась до начала марта. Добывали лося, кабана, изюбря, медведя, кабаргу. Тазы добывали также куницу, горного козла, волка. Промысел крупного и копытного зверя давал людям не только мясо, но также и материал для одежды, обуви и покрытия жилищ. Из птиц добывали главным образом уток, фазанов и рябчиков, реже гусей и лебедей. В июне охотились на  молодых изюбрей и пятнистых оленей с целью добычи очень ценных лечебных пантов, которые продавали китайским купцам. Китайским же купцам продавали и легендарный корень жизни - женьшень. По мнению ряда исследователей  XIX века женьшеневый промысел у коренных народов Приморья имеет недавнее происхождение. У тазов и удэгейцев этим обычно занимались старики и пожилые люди. Считается, что промысел женьшеня  был занесен китайскими промысловиками и отходниками.  У тазов женьшеневый промысел занимал первое место по экономическому эффекту.
     Вообще, до конца XIX века китайские купцы играли большую роль в хозяйственной жизни тазов, удэгейцев и нанайцев. Они буквально как паутиной покрыли Уссурийский край сетью китайских торговых фирм. Купцы и агенты скупали продукты охоты и собирательства коренных жителей и пришлых китайцев и снабжали их деньгами и необходимыми товарами.
     Специальная пушная охота явление достаточно позднее и связано с развитием обмена и спроса на пушнину на рынках Китая, а с конца XIX века на русском рынке. Наиболее важной отраслью пушного промысла являлась охота на соболя, которая велась индивидуально каждым охотником. Сначала соболя ловили самострелами, ловушками и капканами. Позднее - при помощи огнестрельного оружия. Охотники тазы использовали китайские фитильные гладкоствольные ружья вамбаза с длиной ствола около двух метров. Участки тайги, где производился соболиный промысел, были четко распределены между охотниками и передавались по наследству от отца к сыну.
    Рыбу в основном добывали лососевых пород: кету, горбушу, симу.    Кроме того коренные народы региона активно занимались морским зверобойным промыслом. Тазы и удэгейцы добывали моллюсков, крабов, морскую капусту и другие водоросли. При речном и морском рыболовстве аборигены применяли колющие и ударные орудия лова, крючковые снасти, сети, ловушки.
    Питание коренных народов Приморского края напрямую зависело от их хозяйственной деятельности - охоты, рыболовства, собирательства и впоследствии огородничества, а также от времени года. Так, в последний месяц весны и в начале лета в рационе преобладала рыбная пища, съедобные травы и коренья. С середины лета особенно у тазов важное значение в питании занимают овощи.  С начала сентября главное место на столе занимает рыба, птица и мясо диких зверей. С декабря до самой весны и весной аборигены в основном питались мясом зверей. Прежде, как и сейчас, ели три раза в день. Повседневная пища состояла из различных рыбных и мясных блюд, супов, каш и чая. В традиционной модели питания аборигенов место хлеба занимала сушеная рыба юкола. Юколой они кормились сами и кормили своих собак. Юколу предпочитают всей остальной пище. Очень интересным и своеобразным блюдом  удэгейских и орочских стариков было блюдо солими, сейни. Это юкола жеванная вместе с китовой икрой и ягодами и залитая рыбьим или животным жиром. Приготавливают его обычно женщины: одна жует рыбу, другая ягоды, затем выплевывают в общую чашку и подают как угощение только самым уважаемым и дорогим гостям. У приморских удэгейцев имеется интересная легенда в которой рассказывается о происхождении этого блюда. Когда удэгейский царь Сагди Коюн состарился и потерял зубы жевать рыбу с ягодами для него стали молодые девушки. Впоследствии он приказал, чтобы такое блюдо подавали только уважаемым гостям.
    Коренные народы Приморского края очень любили угощаться спиртными напитками. В традиционном обществе было чрезвычайно развито табакокурение и опиумокурение. Исследователи отмечали, что детей кормили грудью до четырех лет. Иногда можно было наблюдать картину когда ребенок, только что оторванный от материнской груди, садился, обиженный, к костру и начинал, всхлипывая, курить свою трубку. Традиционными кухонными принадлежностями были котлы, керамические сосуды, берестяная и деревянная посуда, искусно вырезанные поварешки, ложки, деревянные и костяные палочки для еды, разделочные доски.
   Традиционная одежда нанайцев, удэгейцев, орочей и тазов полностью соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла людей от мороза, а летом от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа, благодаря которой аборигенов региона и называли туземцами, одетыми в рыбью кожу. После соответствующей выделки рыбья кожа становиться прочной, непромокаемой, ноской и удобной для обработки. Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах. Одежда удэгейцев, нанайцев и орочей Уссурийского края и впоследствии Приморья  входит в уникальный комплекс одежды коренных народов Нижнего Амура и Сахалина и отличается своеобразной красотой.
 
 
    БЕРЕЗНИЦКИЙ  С.В., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока России ДВО РАН
Рабочий телефон: (7-4232)268170.

Яндекс.Метрика