The Banners System on F.E.G.I.

ТЕАТР

    В середине прошлого века появился первый клуб – морской клуб для офицеров флота, при котором, помимо ресторана, бильярда, комнаты для игр в карты, был небольшой зрительный зал со сценой. Самодеятельной труппой здесь была поставлена трагедия В. Шекспира “Гамлет”.
    В 1873 г. отставной фельдшер Бакушев, получив разрешение ставить спектакли силами любителей, организовал первый любительский театр. При этом губернатор, наделивший его некоторой суммой денег, сыграл самую значительную роль – мецената. Под театр была приспособлена большая фанза китаянки Купер, которая находилась на ул. Светланской. Труппу театра составили местные жители, писари экипажа, бывшие ссыльнокаторжные.
    В 1884 г. во Владивостоке был организован первый любительский драматический кружок, который поставил пьесу А.Н. Островского “Бедность не порок”.
    Долгое время единственным местом для спектаклей во Владивостоке оставалась столовая Сибирского флотского экипажа, затем Морское собрание и Военное собрание. Только в 1884 г. купец И.И. Галецкий начал строить при гостинице “Золотой Рог” зал со сценой, ввод которого в строй в январе 1885 г. дал возможность профессиональным труппам проводить в городе целый сезон. На этой сцене выступала драматическая труппа М.К. Шумилина, тепло принимаемая владивостокцами.
    Ветераном дальневосточной сцены стала Елизавета Николаевна Шван, которая прибыла во Владивосток с семьёй в 1885 г. и работала здесь до конца своей жизни в 1894 г. В 1887 г. в город приехала профессиональная труппа актёров, гастроли которой начались с пьесы А.Н. Островского “Волки и овцы”. А уже в 1898 г. владивостокский зритель познакомился с драматургией А.П. Чехова. На сцене Морского клуба была поставлена его пьеса “Предложение”.
    1 июля 1899 г. открылся театр купца А.А. Иванова, соединённый с рестораном “Тихий Океан”. Первые три года в этом театре ставились многие драматические спектакли. Однако в январе 1904 г. в театре случился большой пожар, повторившийся год спустя.
    В целом к концу Х1Х века в городе появилось несколько театральных помещений. В 1899 г. предприниматель И.И. Галецкий построил кирпичное трёхэтажное здание с залом на 700 мест, который имел партер, амфитеатр и галерею. Это позволило расширить гастрольную деятельность более крупных театральных коллективов и сделать их пребывание в городе не сезонным, а постоянным. И уже в 1903 г. гастролировавший во Владивостоке новый театр поставил здесь пьесу А.М. Горького “На дне”.
    В 1903 г. на месте цирка по образцу Московского художественного театра был построен первый Общедоступный театр. В истории культурной жизни Приморья это было значительным событием. Под руководством М.Н. Нининой-Петипа была собрана достаточно сильная драматическая труппа. Её основу составили известные на провинциальной сцене артисты, которые, по словам современников, “сделали бы честь любому городу: Лодина, Рахманова, Рюмшина, Муравьёв-Свирский, Норин и др.   7 апреля 1903 г. пьесой А.Н. Островского “Волки и овцы” труппа открыла театральный сезон. В репертуаре Общедоступного театра были представлены лучшие пьесы мирового и русского классического наследия, а также уже получившие признание пьесы А.П. Чехова и А.М. Горького. На сцене этого театра были впервые во Владивостоке поставлены спектакли “Дядя Ваня” и “Иванов” А.П. Чехова, а также “На дне” и “Мещане” А.М. Горького.
    В этом же 1903 г. открылся ещё один новый театр – театр И.И. Галецкого “Золотой Рог” на одну тысячу мест, куда перешла труппа Общедоступного театра. В разгар революционных событий 1905 г. в театре была поставлена пьеса А.М. Горького “Враги”. Однако вскоре спектакли были сняты по требованию полиции.
    В 1907 г. в открывшемся Народном доме силами самодеятельности с большим успехом были поставлены пьесы “Мещане” и “На дне” А.М. Горького, “Власть тьмы” А.Н. Толстого, “Вишнёвый сад” А.П. Чехова и многие другие.
    А в 1908 г. во Владивостоке был открыт театр общества приказчиков – Пушкинский. С большим успехом в нём прошли гастроли знаменитой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской.
    В ноябре 1912 г. был открыт местный отдел Русского Театрального общества.
В эти же годы во Владивостоке развернул свою активную деятельность известный в Сибири и на Дальнем Востоке театральный деятель, режиссёр и актёр Е.М. Долин. На сценах Владивостока, Хабаровска и Харбина поочерёдно действовали его труппы драматических актёров и музыкальной миниатюры. А в 1915 г. по его инициативе был открыт камерный театр.
    В период с 1904 по 1916 гг. владивостокская театральная публика рукоплескала искусству известных русских артистов Мамонта Дальского, Рафаила и Роберта Адельгейм, Григория и Василия Долматовых, Павла Николаевича Орленева и Веры Фёдоровны Комиссаржевской.
    В период с 1917 г. до середины 1920-х гг. во Владивостоке существовало огромное количество театров-кабаре и театров миниатюры, которые в большинстве случаев имели весьма краткое существование.
    Через несколько месяцев после окончательного установления советской власти национализированный театр “Золотой Рог” был возведён в статус Гостеатра, главным режиссёром которого стал знаменитый Е.М. Долин. Театральный сезон открылся 23 марта 1923 г.
    Репертуар Гостеатра существенно отличался от театров миниатюры и включал крупные жанры: пьесы, драмы, комедии. На бенефис Е.М. Долина была дана постановка комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.
    В 1932 г. на основе слияния местной профессиональной труппы актёров с ядром гастролировавшей труппы Хабаровской драмы во Владивостоке был создан Городской театр, которому в том же году было присвоено имя М. Горького.
    И сегодня Драматический театр им. М.Горького – ведущий театральный коллектив края.
Естественно, изменение всей нашей жизни сегодня, изменения политики и экономики, взаимоотношений в обществе и взглядов на прошлое, настоящее и будущее не могли не сказаться на положении театра.
    Владивостокская драма всегда отличалась сильным актерским составом, эстетике театра были близки масштабные героические спектакли (характерно для таких бывших художественных руководителей, как А. Добротин, Н. Басин) и глубокая психологическая разработка характеров (что свойственно было режиссуре Е. Табачникова).
    Последние годы театром руководит режиссер Е. Звеняцкий, окончивший во Владивостоке институт искусств и начинавший свой творческий путь в этом коллективе. Сегодня Е. Звеняцкий – зрелый, опытный постановщик и организатор театрального процесса. За годы руководства театром у него выработался свой индивидуальный художественный почерк, что делает театр им. М.Горького принципиально не похожим на другие коллективы.
    Объективности ради необходимо отметить: не все любители театра разделяют настоящую оценку новаций Е. Звеняцкого в театре им. М.Горького.
    Камерный театр совсем недавно назывался Приморский театр юных зрителей им. Ленинского комсомола. Новое название – это и новая эстетическая программа театра, ориентированная на думающего, интеллигентного зрителя. А.Л. Анисимов продолжает поиски нового языка, неповторимой индивидуальности Камерного театра на Малой сцене. И поиски эти связаны с русской классикой.
    Его творческий состав достаточно стабилен, на его сцене выросли, стали настоящими мастерами В. Пигаев и В. Байгулов, А. Волосянко и Н. Ленская, Е. Серебрянская и Г. Копылова, Э. Прокопцев. Кстати, почти все они – выпускники Дальневосточного института искусств (это относится и к труппе театра им. М.Горького).
    Театральная жизнь Владивостока начиная с 1966г. пополнилась новыми молодыми силами. Ежегодно с 20 по 30 июня на сцене театра им. М.Горького или Камерного (бывшего ТЮЗа) идут дипломные спектакли выпускников театрального факультета Института искусств. Дипломные спектакли стали частью театрального процесса во Владивостоке.
    Владивостокский кукольный театр много лет располагался в небольшом, мало приспособленном помещении на Светланской улице. И вот сравнительно недавно состоялось его переселение в здание бывшего кинотеатра “Приморье”. Маленьких зрителей приобщают к искусству художник Е. Турецкая, артист В. Покулевский, актрисы И. Алексеева, Н. Карманова, Л. Овчинникова, их молодые коллеги. И дети познают великое искусство сцены. Сначала в своем кукольном театре они учатся понимать законы сценического искусства, а затем уже подготовленными зрителями придут на спектакли взрослых театров.

   КоролёваВ.А., Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока России

Полезные ссылки

Copyright ©1998-2001 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН

webmaster@fegi.ru

h t t p : / / w w w . f e g i . r u



Яндекс.Метрика