The Banners System on F.E.G.I.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

        Военный оркестрСобственно история развития музыкальной культуры Приморья ведёт своё начало с 1883 г., с момента образования во Владивостоке первого музыкального кружка, членами которого были скрипачи Я. Гершкович, Н. Таберио, А. Коморский, виолончелист С. Чарский, пианисты Л. и З. Панафидины, флейтист и дирижёр М. Цивинский. В это же время в городе организуется и первый любительский хоровой кружок под руководством Н.Р. Фреймана. В 1888 г. музыкальный кружок открывает классы с целью подготовки специалистов для дальнейшего развития хорового искусства.
        В 1889 г. при Сибирском флотском экипаже была учреждена музыкантская школа – первое учебное музыкальное заведение на Дальнем Востоке, имевшее государственную финансовую поддержку.
       В 1893 г. пресса сообщала о работе уже двух музыкальных кружков, имевших до восьмидесяти членов. А в 1900 г. во Владивостоке открывается музыкальная школа при образовавшемся Обществе поощрения изящных искусств. На основе последнего в 1909 г. в городе открывается Владивостокское отделение Императорского Русского Музыкального Общества (ВО ИРМО), в систему которого с 1 сентября 1909 г. и перешла музыкальная школа под директорством З.П. Панафидина. Мы можем с гордостью отметить, что Владивосток попал в число сорока одного города России, в которых деятельность отделений открывшегося Императорского Русского Музыкального Общества сыграла свою чрезвычайно важную и благородную роль.
       Работа по программе ИРМО позволила уже целенаправленно воспитывать музыкальные кадры, которые впоследствии должны были заниматься педагогической и концертно-исполнительской деятельностью. Владивостокской музыкальной школе от ИРМО стала выделяться ежегодная субсидия в 2000 рублей. Возросшие финансовые возможности позволили, во-первых, пригласить высококвалифицированных специалистов из музыкальных центров России и даже Европы. Во-вторых, улучшение материальной стороны дела способствовало введению льгот для малоимущих учащихся. Постепенно музыкальная школа стала укомплектовываться педагогическими кадрами. Так ещё в 1906 г. выпускник Московской консерватории В.А. Пудов организовал в школе струнный оркестр и начал преподавание элементарной теории музыки.  В 1910 г. выпускник Парижской консерватории Гендон открыл в школе класс виолончели. В том же году приехал и начал свою педагогическую деятельность А.А. Епинатьев – выпускник Петербургской консерватории по классу известного виолончелиста А.В. Вержбиловича, которого тот рекомендовал как своего лучшего ученика. И, наконец, выпускник Петербургской консерватории И.Н. Устюжанинов стал преподавать в школе элементарную теорию, сольфеджио, гармонию и руководить хором. С 1911 г. преподавателем школы, а затем и многолетним её директором стала прекрасная пианистка, окончившая в 1900 г. Петербургскую консерваторию, Е.Г. Хуциева. Педагоги и учащиеся музыкальной школы активно занимались концертной деятельностью. В 1903 г. состоялся концерт памяти П.И. Чайковского и А.Г. Рубинштейна, положивший начало учреждению стипендии великих русских композиторов. В 1911 и 1912 гг. пресса отмечала успех двух Больших симфонических концертов с участием педагогов и симфонического оркестра любителей. К 1910 г. относится организация первых камерных вечеров для широкой публики, которые затем проводились почти еженедельно.
Многих ценителей музыки привлекали ежегодные экзамены учащихся музыкальной школы, которые также проходили в форме концертов.
       Наибольший интерес в композиторской практике этого времени вызывает отражение местной дальневосточной тематики. Вальсы “На сопках Манчжурии” И.А. Шатрова, “Амурские волны” М. Кюсса до сего дня являются своего рода музыкальными символами Дальнего Востока России.
       Этнические особенности в процессе становления художественной культуры на Дальнем Востоке России были обусловлены географическим положением и переселенческой политикой государства, что выразилось в большом количестве национально-культурных центров (“Украинска Радянска Хата”, “Украинская Громада”, “Польский Дом”, “Еврейский Народный Дом” и др.), активной деятельности украинской театрально-музыкальной труппы, наличии китайского театра при интегрирующем и ведущем положении русской национальной профессиональной музыкальной культуры.
       С середины 80-х годов прошлого столетия в Приморье начинает развиваться художественная критика и публицистика. В ведущих городских газетах “Владивосток”, “Дальний Восток” под рубрикой “Театр и музыка” систематически освещалась деятельность музыкальных кружков и обществ, рецензировались концертные выступления местных и гастролировавших исполнителей и музыкальных коллективов. Изредка помещалась информация о событиях музыкальной жизни сибирских городов. Театральные представления были излюбленной темой. Но в целом критика на начальном этапе в основном носила рекламно-информационный характер и была анонимной.
       В начале ХХ века публикуемые материалы приняли характер обширных статей с подробным освещением наиболее значительных событий из городской музыкальной жизни, а затем и более глубокие исследования с анализом современной музыкальной культуры в центральной России и на Дальнем Востоке. Очень полезной для местных читателей была просветительская направленность региональной художественной публицистики, в том числе музыкальной. Фотографии и статьи о жизни и творчестве отечественных и зарубежных музыкантов, а также о музыкантах-современниках, живущих и работающих на Дальнем Востоке, были очень актуальны и современны. С октября 1912 г. во Владивостоке начала выходить ежедневная газета “Театр и музыка”, где печатались обзоры и анализы широкого спектра отечественной и дальневосточной художественной культуры.
       Таким образом, музыкальная культура Приморья дооктябрьского периода прошла интенсивный путь становления и развития и сумела достичь довольно высоких результатов. Трудности её роста объясняются сравнительно поздним освоением Россией дальневосточного региона, а, значит, отсутствием тех глубинных местных музыкальных традиций, которые в центральных районах российской провинции в течение столетия вырабатывались благодаря деятельности крепостных музыкальных и драматических театров, оркестров.
       Начавшиеся политические потрясения: Первая Мировая война, Февраль и Октябрь 1917 г., затем гражданская война – не потушили очаг творческой жизни. В 1918 г. во Владивостоке создаются музыкальные студии, кружки, курсы, открывается музыкальное училище при ВО ИРМО. При училище существовал и класс пластики.
       Организационная работа ВО ИРМО стала интенсивно дополняться деятельностью Рабиса и Пролеткульта и привела в 1920 г. к их слиянию. В 1920-1921 гг. Союз музыкантов и деятелей сцены во Владивостоке объединял почти 650 человек. В 1922 г. была открыта консерватория по программе ИРМО. Ещё ранее (примерно с 1917 г.) стала действовать Народная консерватория, ставившая своей целью распространение музыкального искусства среди самых широких слоёв населения. В 1923 г. обе консерватории были реорганизованы и на их базе создан музыкальный институт. А в 1924 г. реорганизация института привела к открытию во Владивостоке музыкальной школы, ставшей тем ядром, из которого в дальнейшем развилась вся система государственного музыкального образования в Приморье. Обучение в школе продолжалось четыре года. Позже, в 1931г., при школе открываются курсы для взрослых. В 1933 г. эти курсы были преобразованы в музыкальный техникум, который просуществовал до 1939 г.
       Музыкальная школа проводила огромную учебно-воспитательную и просветительную работу. Оперной студией школы ставились оперы русских и зарубежных композиторов. Балетной студией был поставлен балет П.И. Чайковского “Лебединое озеро”. При школе действовал струнный оркестр и драматическая студия. Школой проводились многочисленные концерты, в том числе не только в краевом центре, но и других городах и посёлках Приморья. Эти концерты приобщали самые широкие слои населения Приморья к миру музыкального искусства.
       В 1957 г. начало свою работу Владивостокское музыкальное училище, в 1962 г. был открыт Дальневосточный институт искусств. Музыкальный факультет этого института представляет собой как бы консерваторию в миниатюре и успешно решает задачи по подготовке музыкантов высшей квалификации. На протяжении 1960-х – 80-х гг. во Владивостоке была сформирована целая сеть государственных музыкальных школ. В 1990-е гг. она стала дополняться частными музыкальными учебными заведениями.
       В 1939 г. была создана Приморская краевая филармония, ставшая центром организации местной и гастрольной концертной деятельности. При филармонии сформировались и работают такие коллективы как ансамбль песни и пляски, джаз-оркестр, струнный квартет, музыкально-литературный лекторий, тематические и эстрадные концертные коллективы и др.
       Постоянного профессионального музыкального театра в Приморье долгое время не было. Однако при Приморской филармонии в 1946-1951 гг. работал украинский музыкально-драматический театр, а в концертном сезоне 1954-1955 гг. давал спектакли оперный ансамбль. В 1960-х – 1980-х гг. музыкальные спектакли ежегодно ставились Народным театром музыкальной комедии Дома культуры моряков. В последнее время оперные спектакли идут на сцене Приморского краевого драматического театра имени Горького.

   Королёва В.А., Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока России

Полезные ссылки
 

Copyright ©1998-2001 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН

webmaster@fegi.ru

h t t p : / / w w w . f e g i . r u



Яндекс.Метрика