The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

 
 Узел счастья
 
 
 
Облик
 
 
 
 
Тигр
 
 
 
 
Всадники
   Чжурчжэни унаследовали от бохайцев многое из  созданной ими материальной и духовной культуры. Захватив территорию киданьской империи Ляо, а затем и две пятых части китайской империи Сун, чжурчжэни стали обладателями огромного технико-экономического, научного и культурного потенциала этих государств. Это позволило им за сравнительно короткий срок встать в один ряд с наиболее развитыми странами Восточной Азии того времени. Уже спустя четыре года после образования Золотой империи чжурчжэни создали собственную морфемно-слоговую письменность, более отвечавшую нормам их языка, чем китайские иероглифы. Это благоприятно сказалось на развитии  не только собственной поэзии и литературы, но и различных отраслей науки, в частности астрономии, математики, медицины и т.п. Они разработали также оригинальную денежную систему.
    Письменные источники свидетельствуют о распространении в империи Цзинь традиционных на Востоке Азии религий классового общества: буддизма и даосизма. Со времён цзиньской империи в Северном и Северо-Восточном Китае сохранились буддийские храмы и пагоды. В основе официальной идеологии цзиньской империи лежало конфуцианство. Раскопки же чжурчжэньских памятников в Приморье наряду с находками атрибутов буддистского и даоского культов демонстрируют большое количество предметов, относящихся к первобытной религии чжурчжэней - шаманизму.
    Проявления шаманского культа можно видеть  в многочисленных находках связанных с шаманизмом предметов - медных скульптурок  верховного солнечного божества в виде скачущих на лошадях всадников , бронзовых антропоморфных  фигурок духов-посредников между солнечным божеством  и людьми, громовников, родового дерева с сидящими на нем птицами, в которых заключены души людей, скульптурок духов-предков и др.  Кроме того, во время раскопок были обнаружены многочисленные свидетельства поклонения огню, в том числе обряда кормления духа огня жертвенной пищей, обряда изгнания злых духов из мест хранения пищевых запасов с помощью положенных туда зеркал, колец, а также  различных острых металлических предметов.
    Археологические раскопки свидетельствуют о высоком развитии декоративно-изобразительного искусства у чжурчжэней. Прекрасной иллюстрацией этому могут служить бронзовые зеркала, на тыльной стороне которых имеются исполненные с большим реализмом барельефные изображения цветов, рыб, животных, а также рисунки на бытовые и мифологические темы. Нельзя не восхищаться мастерством, тонкой наблюдательностью и знанием окружающей природы чжурчжэньских резчиков по камню, из-под резца которых выходили настоящие шедевры декоративно-изобразительного искусства. Наиболее выдающиеся из них - нэцкэ - небольшие брелки из камня или металла в виде скульптурок  животных, птиц, рыб и цветов.
 Во время раскопок найдено немало свидетельств того, что чжурчжэни тщательно следили за своим внешним видом, особенно за прической, для сооружения которой  применялся широкий набор гребней и расчесок, всевозможных головных шпилек и булавок, а также украшений косы в виде декорированных колец из камня и цветных металлов. Богато представлены и косметические принадлежности - каменные пудреницы, круглые металлические коробочки для румян, небольшие подвесные глазурованные сосудики для благовоний, а также миниатюрные ножницы и костяные щеточки для чистки ногтей.
    Из украшений наиболее частыми находками являются различные серьги из цветных металлов, камня и стекла, каменные, стеклянные и керамические бусины, из которых составлялись как ожерелья, так и комбинированные серьги. Большое внимание уделяли чжурчжэни декорированию своих поясов, по богатству накладных украшений которых судили об общественном положении их хозяев.
    Заметных успехов достигли чжурчжэни в области монументальной скульптуры и дворцово-храмовой архитектуры, о чем можно судить по обнаруженным еще в прошлом столетии в окрестностях современного г. Уссурийска каменным изваяниям чиновников, черепах, тигров и баранов, а также по данным раскопок парадной арки буддийского монастыря на Николаевском городище в Партизанском районе и остатков зданий дворцового типа на Краснояровском, Шайгинском и Ананьевском городищах.
     Характеризуя в целом культуру чжурчжэней, необходимо подчеркнуть, что она впитала и развила дальше многие достижения других народов, вошедших в состав Золотой империи, сохранив при этом свои самобытные черты.

       ИВЛИЕВ  Александр Львович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором средневековых государств Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Яндекс.Метрика