ТОФ
The Banners System on F.E.G.I.

ИЗ  ИСТОРИИ   ТИХООКЕАНСКОГО   ВОЕННО - МОРСКОГО   ФЛОТА   РОССИИ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ОБОРОНА

Из истории флота       ...Командир фрегата "Аврора" капитан-лейтенант Изыльметьев стоял на палубе своего корабля и окидывал взглядом быстро погружавшийся в сумерки рейд перуанского порта Кальяо, что находится вблизи столицы страны Лимы. Настроение у Ивана Николаевича Изыльметьева было не из лучших. Тому виной оказалось несколько причин: и потрепанность корабля, прошедшего долгий путь из английского Портсмута через штормовую Атлантику сюда, в Перу; и неприятная неожиданность увидеть на рейде англо-французскую эскадру; и опасение, что это "рандеву" окажется гибельным для "Авроры"...
       Шел апрель 1854 г. Уже более полугода Россия вела войну с Турицией, которую всячески поддерживали и поощряли Англия и Франция. У российского правительства, да и у русских военных моряков почти не было сомнений в том, что англо-французы вот-вот нападут на Россию и сами. Так оно и случилось. После разгрома и фактического уничтожения русскими турецкого флота в Синопском сражении 18 ноября 1853 г. обстановка на Крымском театре военных действий резко осложнилась для турок. И тогда, в апреле 1854 г. Англия и Франция поспешили на помощь Турции и объявили войну России.
       ...До Перу весть об этом в апрельские дни, когда туда пришла "Аврора", еще не долетела. Но англичане и французы, с одной стороны, и наши моряки - с другой, справедливо полагали, что сообщение оо начале военных действий со дня на день достигнет Кальяо. Вот почему Изыльметьев и весь экипаж его фрегата делали максимум возможного, чтобы быстрее покинуть Перу, еще до известия о войне. Ремонтные работы на "Авроре" не прекращались и ночью, даже становились интенсивнее. В течение нескольких дней экипаж должен был сделать такой объем работ, на который при других обстоятельствах потребовалось бы не меньше месяца. Тем временем марсовые с английских и французских кораблей следили за "Авророй" в подзорные трубы, чтобы "не прозевать какую-либо русскую хитрость". Старались контролировать авроровцев английский конт-адмирал Дэвис Прайс и контр-адмирал флота Франции Феврие де Пуант. Они дважды побывали как бы "с дружескими визитами" на "Авроре".Опытными взглядами окидывали помещения и осмастку корабля: много ли времени понадобится русским для ремонта ?
       Однако с приближением "друзей" к борту "Авроры" Изыльтетьев приказывал боцману привести палубу в беспорядок: спустить гордень, чтобы конец его болтался, расстелить старый дырявый холст - якобы ремонтируемый парус, небрежно разбросать инструмент. Главное же следить, чтобы матросы работали, не торопясь, вразвалочку. Англичанин и француз покидали фрегат как бы успокоенные - мол, дел у русских еще невпроворот.
       Однако и де Пуант, и особенно Прайс не были такими уж простаками. Со дня на день ожидая депешу о начале войны их стран с Россией, они все-таки решили атаковать "Аврору" в самое ближайшее время - в среду, 14 апреля 1854 года...
       Во вторник Изыльтетьев тщательно осмотрел фрегат и остался доволен: все, что было необходимо и оказалось под силу морякам, они сделали. Мачты и паруса починены, ванты заменены, пазы в корпусе основательно проконопачены...Вечером того же дня командир "Авроры" посетил английский флагман - пятидесятипушечный фрегат "Президент". Прайс был сама любезность. Изыльметьев и несколько офицеров его корабля отвечали взаимностью. А через четыре часа после этого визита, в ночь с 13-го на 14-е апреля под покровом темноты и предрассветного тумана "Аврора" снялась с якоря и - сначала спомощью шлюпочных весел, а потом, подняв паруса, - вышла в открытый Тихий океан. На рассвете рейд скрылся за горизонтом, и люди на фрегате видели только дымчатую линию Анд и солнце, встававшее над ними. "Аврора" взяла курс на Петропавловск...
       ...На исходе мая 1854 г. весть о войне с Англией и Францией наконец докатилась до Петропавловска-на-Камчатке. Официальное известие об этом военный губернатор Камчатки и командир Петропавловского военного порта генерал-майор В.С.Завойко получил от генерального консула России в США в середине июня. Правда, еще в марте того же, 1854 г., американское китобойное судно доставило губернатору дружественное письмо короля Гавайских островов. Король Камеамеа III предупреждал Василия Степановича Завойко, что располагает достоверными сведениями о возможном нападении летом на Петропавловск англичан и французов.
       И Завойко, не теряя времени, сразу же приступил к возведению на Кмчатке береговых укреплений и подготовке к оборонительным боям небольшого гарнизона полуострова. Сил для строительства укреплений было, конечно, катострофически мало. Работы разворачивались крайне медленно. И когда в полдень 20 июня 1854 г. на корвете "Оливунца" в Петропавловск было доставлено распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского о срочной подготовке порта к обороне, В.С. Завойко решил обратиться за помощью к населению города, экипажам военных кораблей, к аборигенам.

       - Я надеюсь, - сказал Завойко, - что не только офицеры, солдаты и матросы, но и жители в случае нападения неприятеля не будут оставаться праздными зрителями боя и будут готовы с бодростью, не щадя жизни, противостоять неприятелю и наносить ему возможный вред. Я пребываю в твердой решимости, как бы ни многочислен был враг, что мы сделаем для защиты порта и чести русского оружия все, что в силах человеческих возможно, и будем драться до последней капли крови; убежден, что флаг Петропавловского порта, во всяком случае, будет свидетелем подвигов, чести и русской доблести.

       И жители города, окрестных селений и стойбищ, экипажи кораблей с воодушевлением откликнулись на призыв Завойко. Большинство их приняли участие в сооружении укреплений, а из добровольцев был сформирован особый отряд, в который, кроме гражданских служащих и крестьян, вошли меткие стрелки-охотники из числа ительменов (камчадалов).

       ...В эти солнечные июньские, но тревожные дни в Авачинскую губу вошел фрегат "Аврора". Весь переход через три океана корабль завершил с рекордной для того времени скоростью - всего 66 суток фрегат находился в море. Особенно стремительным было плавание от Перу, когда Изыльметьев, перехитрив англо-французов, увел "Аврору" из Кальяо, до Петропавловска. Несмотря на штормы, преграждавшие кораблю путь чуть ли не каждой миле, мужественно борясь с цингой, повалившей в походе многих моряков, экипаж как раз вовремя прибыл на Камчатку. 300 человек команды фрегата и его 44 орудия значительно усилили гарнизон Петропавловска.
       24 июля транспорт "Двина" доставил в Петропавловск из залива Де-Кастри 350 солдат Сибирского линейного батальона, 2 бомбические пушки двухпудового калибра и 14 пушек 36-фунтового калибра. На "Двине" прибыл на Камчатку и остался там военный инженер поручик К.Мровинский, возглавивший строительство береговых батарей в Петропавловском порту. К исходу июля гарнизон порта вместе с экипажами кораблей насчитывал 920 человек (41 офицер, 476 солдат, 349 матросов, 18 русских добровольцев и 36 камчадалов). В подготовку к обороне включилось и все население города и его окрестностей (около 1600 человек).
       Работы по сооружению семи береговых батарей и установке орудий велись почти два месяца круглые сутки, днем и ночью. Защитники Петропавловска возводили укрепления, в скалах вырубали площадки для батарей, неприступные для морского десанта, снимали с кораблей орудия, вручную перетаскивали их по крутым склонам сопок и устанавливали на берегу. Фрегат "Аврора" и военный транспорт "Двина" были поставлены на якоря левыми бортами к выходу из гавани. А орудия правых бортов сняли с кораблей для усиления береговых батарей. Вход в гавань загродили боном.
       Батареи охватывали Петропавловск подковой. На правом ее конце, в скалистой оконечности горы Сигнальной, располагалась батарея, защищавшая вход на внутренний рейд. Тоже справа, на перешейке между Сигнальной и Николаевской горами была размещена другая батарея. У северного конца Никольской горы, на самом берегу соорудили батарею для предотвращения высадки десанта в тыл и попытки захватить порт с севера. Еще одна батарея была воззведена на сгибе воображаемой подковы. Ей предстояло держать под огнем дефиле и дорогу междуНикольской горой Колтушкиным озером, если непрятелю удалось бы подавить сопротивление береговой батареи. Затем шли три батареи - они легли редкой цепью слева, по матерому берегу, против перешейка, в основании песчаной косы.

       В полдень 17 августа 1854 г. передовые посты на маяках обнарудили эскадру из шести кораблей. В Петропавловске прозвучал сигнал боевой тревоги. Защитники города заняли свои места и застыли в напряженном наблюдении. От эскадры отделился трехмачтовый пароход и начал промерять глубины на подходах к сигнальной горе и входу в гавань. Когда из порта вышел бот, пароход полным ходом ретировался. Утром 18 августа эскадра вошла в Авачинскую губу. В ее составе были: фрегат "Президент" (52 пушки), фрегат "Пайк" (44 пушки) и пароход "Вираго" (10 пушек); французские - 60 пушечный фрегат "Ла-Форт", 32 - пушечный корвет "Евридика" и 18-пушечный "Облигадо". Объединенной эскадрой командовал англичанин контр-адмирал Д.Прайс, французским отрядом - контр-адмирал Ф.Де Пуант, уже упомянутые здесь.  Всего эскадра располагала 216 орудиями, ее личный состав насчитывал 2600 человек.

       Напряжение на берегу усиливалось до предела. Вот - вот начнется сражение...
 
 

БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.

Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
        (7-4232) 46-26-42 (дом.)

Информационный сервер "Приморский край России"