The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ !
 
Вечный огонь
    ПЕРЕСТРОЙКА  ЭКОНОМИКИ  КРАЯ. Важнейшей задачей первых месяцев войны стала перестройка экономики на военный лад. Ее осуществление в Приморье было связано с большими трудностями. Из-за оккупации врагом западных областей страны прервался ввоз инструментов, запасных частей, комплектующих, а также продовольствия.
     В промышленном отношении край был слабее Сибири и Урала, не имел развитой транспортной системы, не раполагал необходимым количеством квалифицированных кадров; в Приморье не было эвакуировано из центральных районов ни одно промышленное предприятие. Перестраивать промышленность на нужды военного производства приходилось, опираясь на собственные силы, перераспределяя ресурсы, изыскивая резервы.
     За короткое время было освоено производство продукции, ранее ввозимой из центральных районов страны, - металлорежущих станков, измерительных приборов, а такжк более 600 видов изделий из местного сырья (наждачной бумаги, графита, лампового стекла и др.).
     Уссурийский масложирокомбинат стал выпускать пищевые концентраты, углекислоту, витаминизированный рыбий жир. Дальзавод наряду с ремонтом и переоборудованием судов начал производить боеприпасы. В системе Главвостокрыбпрома был налажен выпуск гранат. Уссурийский паровозоремонтный завод изготовлял корпуса снарядов; Океанский фанерный - авмационную фанеру, противотанковые мины, телеграфные катушки; Кипарисовый стекольный - бутылки с зажигательной смесью; Уссурийский лесокомбинат - лыжи, разборные казармы, передвижные ремонтные мастерские.
     Ученые вместе с коллективами предприятий вели поиски заменителей материалов из местного сырья. Так, на Владивостокской судоверфи только за полтора первых военных года 38 видов привозных материалов было заменено местными.
     Сотрудники ТИНРО предложили использовать для витья веревок нитки, полученные из водорослей, специалисты ДВПИ - производить гвозди, подшипники для вагонеток и шлифовальных станков из железной березы.
     Ввиду блокирования Балтийского и Черного морей вся тяжесть внешних транспортных перевозок легла на порты Дальнего Востока. Транспорт Дальнего Востока и особенно морской флот обеспечивали военно-экономические связи СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции.
     В сентябре 1941 г. приступили к реконструкции Владивостокского торгового порта. Она началаль массовым воскресником, в котором участвовало более 10 тыс. горожан. К весне 1942 г. в порту были отремонтированы причалы, проложены подземные водосточные коллекторы и новые железнодорожные пути. В мае реконструированный порт принял первый караван с грузом спецназначения. К 1944 г. порт имел 24 причала, что позволяло одновременно ставить под погрузку 21 судно.

     ЛЕНД - ЛИЗ. С конца 1941 г. в Советский Союз начались поставки военных грузов, предоставленных правительтвом США по ленд-лизу (ленд-лиз - существовавшая во время второй мировой войны система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, сырья, продовольствия. Поставки военных грузов по ленд-лизу в СССР осуществлялись по трем направлениям: через Северную Анлантику в Мурманск, Северодвинск, Архангельск; через Иран и советские порты на Каспийское море; через дальневосточные порты).
     Суда Дальневосточного морского пароходства участвовали в североатлантических союзных конвоях, обеспечивая доставку грузов в Мурманск и Архангельск.
     В мае 1942 г. в Баренцевом море был атакован фашистскими самолетами шедший в составе конвоя теплоход “Старый большевик”. Атаки продолжались 6 дней, на судне начался пожар. Командование конвоя признало положение безнадежным, но экипаж победил огонь. Обгоревший, с пробоинами и разрушенными палубными надстройками теплоход “Старый большевик” пришел в Мурманск, и боевые корабли отдавали ему почести.
     Большая часть ленд-лизовских грузов доставлялась из США через Тихий океан. На линии американские порты - Владивосток курсировало около 300 судов. Они доставляли в Советский Союз самолеты, танки, зенитные орудия, пулеметы, боевое снаряжение, автомашины, железнодорожные электростанции, локомотивы, рельсы для железных дорог, бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, взрывчатые вещества и многие другие товары. На октябрь 1945 г. их общая стоимость достигла 9,5 млрд дол. Через порты Дальнего Востока, в том числе Владивосток, прошло более 47% всех доставленных из США грузов. Среди них - 8 танкеров, 38 сухогрузов типа “Либерти” для Дальневосточного морского пароходства, более 250 кораблей для Тихоокеанского флота.
     Путь через Тихий океан был менее опасен, чем через Северную Атлантику. Но японские военно-морские силы и авиация систематически нападали на торговые корабли СССР.
     В декабре 1941 г. во время налета японской авиации на Гонконг были повреждены суда “Кречет”,”Сергей Лазо”,”Свирьстрой”,”Симферополь”. Японскими самолетами был атакован торговый пароход ДВМП “Перекоп”, шедший к берегам Индонезии. “Перекоп” затонул, 9 моряков погибли. В районе Филиппин после двухдневных бомбардировок затонул теплоход “Майкоп”. В феврале 1943 г. был торпедирован пароход “Кола”. Из 63 членов команды и 13 пассажиров спаслись 11 чел.
     С 1941 по 1945 г. вооруженными силами Японии было задержано около 200 советских судов, потоплено 18. Ущерб, нанесенный судоходству СССР на Тихом океане, составил огромную сумму - более 636 млн руб.

     ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. В Приморье, как и по всей стране в период войны, были приняты жесткие меры для решения проблемы кадров. На железнодорожном, морском и речном транспорте было введено военное положение. Рабочий день увеличился до 11-12 часов, обязательными были сверхурочные работы, отменялись отпуска. Население, не занятое общественно-полезным трудом, было мобилизировано. Краевые власти получили право по своему усмотрению переводить рабочих и служащих на другую работу. Все это позволило перераспределить ресурсы и на 1/3 повысить загрузку производственных мощностей.
      Однако людей все равно не хватало. И тогда ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старики и дети. Женщин освоили трудные мужские профессии - шкиперов, мотористов, ловцов, трактористов, шахтеров. Уже осенью 1941 г. более 50 тыс. женщин всали к станкам, спустились в угольные шахты.
     Только на сучанскую шахту N3 пришли около 100 женщин. Среди них Евдокия Мокий - первая женщина-десятник поверхностного транспорта. На шахтах Артема работали навалоотбойщиками Мария Бойко, Татьяна Ищук, Татьяна Павлова, Ефросинья Почтарь, Анна Гладких, Евдокия Рябуха, Ольга Белозерова и многие другие.
     С начала войны женщины стали осваивать трактор. Уже к июлю 1942 г. только в Уссурийском районе 94 и 682 трактористок выполняли дневные задания на 200%, а 332 - на 120-150%. 24 из них были награждены значками “Лучшая трактористка Советского Союза”.
     Массовый характер приняло возвращение в строй пенсионеров. Опытные рабочие обучали пришедших на производство новичков.
     В цех дальзавода вернулся к станку токарь Н. А. Черных, точивший детали еще для крейсера “Варяг”. Механик М. Н. Осколков стал старшим механиком судна “Посьет”. На шахтах Приморья старики, которым не под силу было работать отбойным молотком, по старинке обушком выполняли дневные нормы выработки, установленные для механизированных работ.
     На многих производствах края основной рабочей силой являлись подростки. Вчерашние школьники на предпиятиях Владивостока составляли около половины, а кое-где и до 80% работающих.
     Одной из самых известных в крае была бригада Ивана Калюжного с Дальзавода. Она состояла из подростков 15-16 лет, выпускников ремесленного училища. Ребята не покидали завод по 5-6 суток, выполняя месячные задания на 200%.

     ПАТРИОТИЧЕСКИЕ  НАЧИНАНИЯ ТРУЖЕНИКОВ  ТЫЛА. Особенностью трудовой физни тыла были патриотические почины. В начале войны появилось движение двухсотников, выполнявших два сменных задания - за себя и за ушедшего на фронт товарища. К концу 1941 г. в крае было уже более 10 тыс. двухсотников. Затем распостранились движения трехсотников, пятисотников и тысячников.
     На предприятиях создавались фронтовые бригады, работавшие под лозунгом “В труде, как на фронте”. К концу 1943 г. на Дальзаводе, например, их было 44, а через год уже 497. На Уссурийском паровозоремонтном заводе действовало 17 фронтовых бригад, выполнявших задание на 400-600%.
     Весной 1942 г. приморцы включились во Всесоюзное социалистическое соревнование за увеличение продукции для фронта. На заводе “Металлист”, Дальзаводе, других промышленных предприятий была введена поточная система. В результате производительность труда к концу 1943 г. увеличилась на 133%. Фронтовые бригады начали работать в меньшем составе, освободившиеся рабочие перешли на другие участки.
     В рыбной прмышленности инициаторами соревнования выступили коллективы рыбокомбинатов “Зарубино” и “Тафуин”(ныне им. Ш. Г. Надибаидзе). В связи с исчезновением в северной части Японского моря основной промысловой рыбы - иваси - началось освоение новых районов лова. В 1942 г. приморские рыбаки дали стране на 119 тыс. ц рыбы больше, чем в 1941.
     По итогам Всесоюзного социалистического соревнования предприятия рыбной промышленности Дальневосточного бассейна пять раз завоевывали знамя Государственного Комитета Обороны, трижды - знамя Наркомата рыбной прмышленности. Рыбокомбинат “Тафуин”, который возглавлял опытный талантливый руководитель Ш. Г. Надибаидзе, получил знамя ГКО на вечное хранение.
       По итогам Всесоюзного соревнования за высокий урожай первое место в стране вместе с Бежецким районом Калининской области было присуждено Шкотовскому району Приморского края.

     ВСЕНАРОДНАЯ  ПОМОЩБ  ФРОНТУ. Население Приморья приняло активное участие в создании Фонда обороны СССР. Моряки краболова “Ламут” первыми перечислили в него 10 тыс. руб.
     На средства, собранные жителями края, были построены эскадрилья боевых самолетов “Советское Приморье”, бронепоезд “Приморский комсомолец”, танковые колонны “Приморский комсомолец” и “Рыбак Приморья”, другая боевая техника.
     Достойное участие в создании Фонда обороны приняли учителя и учащиеся. Учительский коллектив средней школы N 9 Владивостока длительное время отчислял двухдневный заработок, досрочно выплатил в 1941/42 учебном году взносы по госзайму в сумме 16 тыс. руб. Учителя и учащиеся средней школы N 27 Владивостока сдали 10 кг серебра и 700 кг цветных металлов, на 35 тыс. руб. облигаций займов и 5 тыс. руб.
     Рабочими снаряжательного завода (ныне завод “Аскольд” в Арсеньеве) было собрано свыше 4 млн руб. на постройку бронепоезда “Приморский комсомолец”. На средства жителей Артема построены танковая колонна “Горняк Приморья”, эскадрилья самолетов “Приморский комсомолец”, два торпедных катера для Балтийского флота.
     Приморцы поддерживали постоянную связь с воинами Ленинградского фронта, послали им 160 вагонов с подарками. Помощь фронту была самой разнообразной: заготавливали лекарственное сырье, ягоды, шерсть, собирали теплые вещи, одежду для бойцов и эвакуированных семей. С 1942 г. в крае начался сбор средств для поддержки детей-сирот. К концу войны на специальный счет было перечислено более 270 млн руб. Помощь семьям фронтовиков оказывали 308 тимуровских команд, в которых участвовало более 4000 школьников.
     В Фонд обороны за годы войны на строительство новой техники приморцы внесли более 1,5 млрд  руб. По сумме взносов населения Владивосток занимал четвертое место в стране вслед за Москвой, Ленинградом, Хабаровском.

(Фото из "Книги Памяти". - Т.1. - Владивосток: Дальпресс, 1996.)

Яндекс.Метрика