The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

НЕОЛИТ
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Бойсман
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зайсановка 3
    Вместе с изменением климата на рубеже плейстоцена и голоцена происходили изменения в системах жизнеобеспечения древнего человека. В континентальной части и на побережье эти процессы протекали неравномерно, с разной скоростью и в разных направлениях. На побережье социальные изменения происходили быстрее, что было обусловлено необходимостью постоянно приспосабливаться к природным  изменениям в прибрежной зоне, что связано с подъемом уровня моря. Именно в этот период раннего голоцена появляются ранние неолитические археологические культуры, основанные на эксплуатации водных, в особенности морских ресурсов.
    8 - 6 тысяч лет назад наступило сильное потепление климата и подъем уровня моря, который к концу этого периода стабилизировался на отметке, превышавшей на три метра современный уровень. Прибрежные памятники раннего неолита оказались под водой, и в настоящее время мы о них пока ничего не знаем. На побережье Приморья образовалось много удобных и продуктивных бухт и лагун. В этих условиях развивались яркие средненеолитические культуры: бойсманская и руднинская (см. карту). Население памятников этих археологических культур отличают от предшественников значительный опыт эксплуатации морских ресурсов. Мы мало знаем о культурной адаптации населения руднинской культуры, основными памятниками которой являются в прибрежной зоне Рудная пристань (нижний слой), а в континентальной части – Чертовы ворота, представители которых обитали в круглогодичных жилищах каркасного типа и эксплуатировали большинство доступных ресурсов окружающей среды. Гораздо больше наши знания о жизни населения бойсманской культуры, которое обитало на побережье в маленьких поселках (1 - 3 жилища), занимались летом рыболовством в лагунах  и море и вылавливали до 18 видов рыб, включая и таких крупных, как белая акула и скат. В тот же период практиковали и собирательство моллюсков (90% составляла устрица). Осенью занимались собирательством растений, зимой и весной охотой на оленей, косуль, кабанов, сивучей, тюленей, дельфинов, а иногда и серых китов.
     На суше преобладала, вероятно, индивидуальная охота, а на море – коллективная. Рыболовством занимались мужчины и женщины, однако женщины и дети ловили рыбу на крючок, а мужчины острогой и гарпуном. Охотники-воины имели высокий социальный статус и захоранивались с особыми почестями.  Наблюдается удивительное сходство между бойсманскими охотниками, действовавшими 6000 лет назад, и удэгейскими охотниками XIX века в основных объектах добычи, таких как косуля, олень, кабан, и в снаряжении – лук, два копья, два ножа, острога, гарпун. Это свидетельствует о хорошей адаптированности  бойсманцев.;
     Памятник Бойсмана I находится в 10 км к югу от поселка Славянка в устье реки Рязановки. Ранний слой относится к бойсманской средненеолитической культуре. Люди обитали на холме на берегу древней лагуны   и оставили после себя два жилища для малой семьи и три раковинных кучи
    На другом поселении Бойсмана II, располагавшимся поблизости, известно коллективное захоронение. Носители бойсманской культурной традиции создали развитую систему жизнеобеспечения (рис. “Годичный цикл жизнеобеспечения бойсманской культуры”). В результате раскопок памятника получены яркие свидетельства высокого уровня их материальной культуры. Позднее на этом месте поселились люди зайсановской поздненеолитической археологической культуры. Они жили в более крупном поселке с большими жилищами и занимались эксплуатацией различных  морских и наземных ресурсов. Позже, в раннем железном веке,  люди янковской культуры использовали это место для постройки временного, сезонного лагеря.
   В результате резкого похолодания климата 5 – 4.5 тыс. лет назад и резкого падения уровня моря, средненеолитические культурные традиции исчезают и трансформируются в зайсановскую культурную традицию (5 - 3 тыс. лет назад), население которой имело широко специализированную систему жизнеобеспечения, которая на континентальных памятниках уже включала и земледелие. Это позволяло зайсановцам обитать как на побережье, так и в глубине континента.

   Распространение зайсановской культурной традиции связано с расселением земледельческих групп населения из районов Северо-Западной части Корейского полуострова и, в том числе прибрежные районы, где произошла депопуляция, в результате исчезновения лагун и деградации морских экономик. Примером тому могут служить изменения ландшафтной ситуации в бухте Бойсмана.;
    Люди, несущие зайсановскую культурную традицию заселили более широкий ареал, чем их предшественники (карта). В континентальной части они селились по благоприятным для земледелия средним течениям рек, впадающих в море, а на побережье – во всех потенциально продуктивных  и удобных местах, используя все доступные экологические ниши. Представители зайсановской культурной традиции безусловно достигли большего адаптивного успеха, чем их предшественники. Число их поселений значительно возрастает, они имеют гораздо большую площадь и количество жилищ, размеры которых также стали крупнее. 

 
Доисторический период, карта

Костяные орудия из поселения Бойсмана I

Реконструкция поселения Бойсмана II на бойсманской фазе заселения (5.000 - 5.500 тыс. лет назад). Реконструкция Ю.Е. Вострецова

“Годичный цикл жизнеобеспечения бойсманской культуры”

Реконструкция ландшафта в б.Бойсмана около 6.0-5.5 т.л.н.

Поселение Бойсмана I

Жилища бойсманской культуры

Бойсманская археологическая культура. Орудия из кости
 

    ВОСТРЕЦОВ  Юрий Евгеньевич, кандидат исторических наук, зав. лабораторией палеоэкологии человека Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Рабочий телефон: (7 - 4232)260306, домашний телефон: (7-4232)462447

Яндекс.Метрика